«Красная книга Гродно»: Собачья горка

Тем, кто живет, работает или учится около Маслобазы, с советских времен хорошо знакомо еще одно название этого района — Собачья горка.

Рисунок из архива Яна Лилевича: учения русских войск в районе Собачьей горки, конец XIX века.

Некоторые даже по привычке называют ее на польский манер — «Пся гурка». Наконец, на старых картах эта же возвышенность рядом с пересечением Озёрского шоссе и улицы Пролетарской иногда отмечена как Myśliwska górka, то есть «Охотничья горка». А если вспомнить, что у ее подножия когда-то начиналась так называемая колония Острувэк («kolońja Оstrówek»), — согласитесь, место это покажется куда интереснее.
Существует предание, будто Собачья–Охотничья горка была любимым местом загородных прогулок последнего монарха Речи Посполитой — Станислава Августа Понятовского. Здесь он охотился с собаками на фазанов, отчего, собственно, и произошло название. Даже сегодня достаточно легко себе представить картину королевского привала где-нибудь на вершине холма, под соснами, откуда открывался вид на весь город. Хотя существует и другое объяснение, согласно которому здесь закапывали останки бродячих городских собак, но нам по понятным причинам ближе первое.
Позже, когда рядом расположились военные казармы, тут не раз проходили учения российских войск. В конце 1920-х годов польские солдаты приспособили горку для лыжного трамплина. Одно время город даже вынашивал планы выделить это место под стадион еврейскому спортивному клубу «Макаби», но руководство последнего отказалось, объясняя это неподходящей формой самого места.
Есть сведения, что еще раньше здесь приводились в исполнение смертные приговоры, вынесенные в отношении преступников. Но, наверное, самые трагические события у Собачьей горки разыгрались в годы Второй мировой. Согласно данным польских историков, именно тут осенью 1939 года было расстреляно около двадцати человек из числа защитников Дома стрельца по улице Ожешко — школьников в возрасте от десяти до восемнадцати лет. Уже после войны рядом появился лагерь для немецких военнопленных.
Но, кажется, всё это уже в прошлом. Скоро новая дорога пройдет по Собачьей горке, для чего ее уже сровняли до нужного уклона.