Наполеоновский след в Гродно: Ушел без славы и почестей

Окончание. Начало можно увидеть здесь и здесь.Самое длительное, трехдневное сражение войны 1812 года произошло под Волковыском. Именно здесь Наполеон выставил несколько штрафных полков, укомплектованных злостными уклонистами от военной службы и иностранными военнопленными. Считается, что это были первые штрафбаты в истории Европы.

Переправа через Неман.

Сражение под Волковыском
В середине октября 1812 г. объединенные русские 3-я Западная и Дунайская армии под общим командованием адмирала Чичагова овладели Брестом. Вскоре Чичагов получил приказ начать операцию по окружению на Березине отступающей из Москвы армии Наполеона. С этой целью в конце октября 1812 г. русские двинулись на Минск—Борисов, распространяя слухи, что они наступают на Вильно. Чтобы прикрыть себя с тыла, Чичагов оставил у Бреста сводный корпус генерала Остен-Сакена (около 26 тыс.). Его задача заключалась в том, чтобы оттянуть на себя австро-венгерские и саксонские войска. Наполеоновские генералы также разделились. XII австрийский корпус Шварценберга отправился через Слоним вслед за Чичаговым, а VII саксонский корпус Рейнье, усиленный 32-й дивизией, закрыл от Остен-Сакена направление на Гродно и Вильно.
Тогда российский генерал Остен-Сакен решил нанести сильный удар по саксонцам, чтобы заставить австрийцев вернуться в Принеманье и облегчить Чичагову выполнение поставленной задачи. 8–11 ноября состоялось несколько отчаянных схваток российского авангарда с саксонскими частями у Рудни, Мстибово, Гринков. 13 ноября Остен-Сакен попытался навязать Рейнье сражение у деревни Малая Лапеница, но после боя саксонцы смогли в порядке отойти к Волковыску. Здесь Рейнье соединился с 32-й дивизией и, расположив главные силы на возвышенностях севернее города, отправился ночевать в Волковыск.
Поздно вечером 14 ноября 1812 г. в густую метель русские несколькими колоннами внезапно атаковали Волковыск, где ночевали многие наполеоновские офицеры. Рейнье едва не попал в плен. Началась неразбериха. Чтобы остановить русских, саксонская артиллерия открыла огонь по городу, не разбирая, где свои, где чужие. Утром 15 ноября саксонцы и французы атаковали Волковыск и отбили часть города, но после обеда русские перешли в контратаку и вернули себе город, который к вечеру был почти полностью разрушен или сожжен. Пока шли эти бои, Рейнье послал за помощью к Шварценбергу. 16 ноября Остен-Сакен перешел в наступление, нанося главный удар по правому флангу саксонско-французских войск. В решающий момент с востока раздался долгожданный для Рейнье сигнал: 9 артиллерийских выстрелов залпами по 3. Это были австрийцы Шварценберга, которые захватили в Изабелине обозы и госпитали Остен-Сакена и теперь шли в тыл русских войск. Началось отступление отдельного корпуса Остен-Сакена. Особенно тяжелыми были бои на переправе через реку Рось у деревни Блакитная. Остен-Сакена спасла медлительность австрийцев и крайняя усталость саксонцев. Преследование отступающего через Брест на Волынь русского корпуса продолжалось до 24 ноября 1812 г.
В этих боях отдельный русский корпус Остен-Сакена потерял почти 10 тыс. человек и едва не был полностью уничтожен. Но главная задача — не допустить соединения австро-венгерских войск Шварценберга и саксонско-французских войск Рейнье с Наполеоном на Березине — была выполнена. Остен-Сакен не виноват, что Чичагов упустил Наполеона. К сожалению, со временем забылось, что за каждых 5 французов, погибших или взятых в плен на Березине, Россия заплатила одним солдатом, погибшим или попавшим в плен во второй половине ноября 1812 г. в Принеманье. Забылось и самое длительное сражение войны 1812 года — «дело под Волковыском» 14–16 ноября 1812 г.

Первые штрафбаты
Штрафные батальоны ассоциируются у нас с Великой Отечественной войной, но первые штрафбаты создал не Сталин, а Наполеон. Боевое крещение они прошли на территории Принеманья. Непрерывные войны уже в 1811 г. поставили перед Наполеоном острую проблему комплектования армии. В марте 1811 г. Наполеон создал несколько штрафных полков, укомп-лектованных злостными уклонистами от военной службы и иностранными военнопленными. Причины уклонения от военной службы были разными. Часть штрафников составляли уроженцы Вандеи — французского региона, где сохраняли верность королевской династии Бурбонов и ненавидели Наполеона. Часть штрафников была призвана из итальянских и голландских департаментов Франции, которые лишь недавно были присоединены к наполеоновской империи. Эти солдаты не считали себя французами и всячески избегали призыва в армию. Хватало и собственно французских уклонистов. В составе штрафных полков Наполеона отсутствовали «элитные роты» — гренадеров и вольтижеров, не было артиллерии и кавалерии. Все это, не говоря уже о низкой дисциплине и слабой боевой подготовке, сильно снижало их боевые качества.
Первоначально Наполеон хотел направить штрафников для гарнизонной службы на острова, откуда невозможно было убежать. Поэтому штрафные полки получили отдельные названия: 1-й и 2-й Средиземноморские (итальянцы и корсиканцы), ван Вальхерен (голландцы и один батальон испанских пленных), Иль де Рэ и Иль де Бель (собственно французы). Но огромные потери в войне 1812 года изменили решение императора. 20 сентября 1812 г. штрафные полки получили номера регулярных частей французской армии (35-й и 36-й легкой пехоты, 131-й, 132-й и 13-й линейной пехоты), к ним присоединили пехотный полк Вюрцбург (немецкие новобранцы), свели в 32-ю пехотную дивизию под командованием генерала Дюрютта и бросили на восток. Штрафная 32-я дивизия должна была усилить VII саксонский корпус Рейнье.
Первое боевое крещение штрафники Наполеона получили в сражении под Волковыском. 14 ноября 1812 г. именно штрафники стояли на аванпостах под городом и прозевали внезапную атаку русских. В ночном бою в горящем городе перепуганные новобранцы из 32-й дивизии палили во все стороны и едва не убили генерала Рейнье, приняв его за русского шпиона! 15 ноября Рейнье первыми отправил в атаку штрафников — отбивать Волковыск. Неопытные штрафники слишком рано открыли огонь, не смогли на морозе перезарядить ружья и стали легкой мишенью для русских егерей, которые, укрываясь за строениями и заборами волковысских окраин, буквально расстреливали атакующих. Наибольшие потери понес 36-й полк легкой пехоты (Иль де Бель). 16 ноября 1812 г. преследовать отступающий
русский корпус Остен-Сакена первыми снова кинули штрафников. На этот раз поредели ряды 131-го полка линейной пехоты (ван Вальхерен). Во время марша от Волковыска к Бресту в конце ноября 1812 г. дисциплина в штрафных полках окончательно разложилась. Солдаты отпускали русских пленных, потому что им было лень сторожить тех. Чтобы согреться, они где попало раскладывали костры, поджигали целые строения. В ответ на замечания офицеров грозили им оружием. Только унтер-офицеры с помощью физического насилия и лютые морозы удерживали штрафников от дезертирства. Так бесславно покидала белорусскую землю «Великая армия» Наполеона.