Наполеоновский след в Гродно: Последний бал короля

Продолжение. Начало можно увидеть здесь.Первой ласточкой поражения французов в войне 1812 года стали балы и парады наполеоновских полководцев в Гродно. Танцы и вино погубили карьеру Жерома Бонапарта. Позже на этом же в Слониме оступился Ян Конопка.

Жером Бонапарт.

Гродненские девушки спасли 2-ю русскую армию князя Багратиона
Наполеон разработал оригинальный план кампании. На первом этапе он надеялся стремительным наступлением навязать сражение 1-й русской армии генерала Барклая де Толли под Вильно. Если это не удастся и русские отойдут — повернуть на юг и обрушиться на 2-ю русскую армию князя Багратиона под Волковыском. Но для реализации второго варианта плана необходимо было, чтобы Жером Бонапарт со своим польско-саксонско-вестфальским войском сковал Багратиона и не дал русским отойти на восток.
Сперва все шло удачно. 29 июня части V (польского) корпуса вошли в Гродно, а уланы двинулись дальше на восток. Платов и Багратион потеряли 3 дня, пытаясь соединиться с 1-й русской армией через Ивье — Воложин. Но тут на весы истории был брошен никем не учтенный фактор — красота гродненских девушек. Вестфальский король Жером Бонапарт был еще молодым человеком и большим ценителем женщин. Ему было всего 28 лет, выглядел он максимум на 25 и был весьма хорош собой. Королем он стал только благодаря своему брату Наполеону и желал получить максимум удовольствия от новой королевской жизни. Жером Бонапарт разместился во дворце вице-губернатора Максимовича (старый корпус облисполкома по ул. Ожешко). Здесь шли непрерывные праздники и балы.
Как вспоминал польский улан Петр Лаговский, «любимой забавой этого короля было купаться, роскошно отдыхать и танцевать». Танцы и вино занимали все время Жерома Бонапарта в Гродно. 3 июля 1812 г. он получил выговор от брата и приказ немедленно наступать. Но только 4 июля вестфальский король смог оторваться от гродненских красавиц. Багратион к этому времени был уже далеко. Когда 7 июля Жером Бонапарт отдыхал в Щучине, Багратион был уже в Несвиже. Русские солдаты дали младшему брату Наполеона насмешливое прозвище «король Ерёма», намекая, что на гродненской печи он проспал свою военную удачу. Все военные действия Жерома Бонапарта свелись к двум военным парадам в Гродно: 30 июня — парад польского корпуса, 2 июля — парад вестфальского корпуса.
Наполеон не простил брату гродненских балов. Уже 6 июля он отстранил Жерома Бонапарта от командования, предписав маршалу Даву после соединения I корпуса с войсками правого крыла взять командование на себя. Оскорбленный этим решением, Жером Бонапарт самовольно покинул армию и уехал в Вестфалию. Вот так четыре дня королевских танцев с гродненскими красавицами спасли от окружения 2-ю русскую армию князя Багратиона.

Первое поражение в войне 1812 года наполеоновская армия потерпела на территории Гродненской области
На начальном этапе войны 2-я русская армия князя Багратиона и корпус атамана Платова отступали перед вдвое превосходившими их по численности войсками Жерома Бонапарта. Русское командование скоро заметило, что младший брат Наполеона фактически утратил нити управления войсками и пустил процесс на самотек. В то время как он устраивал в Гродно все новые балы и парады, авангард правого крыла наполеоновской армии — 4-я кавалерийская дивизия генерала Рожнецкого — отчаянно рвался вперед. Но задор польских улан никто не поддерживал. Эту ошибку использовали Платов и Багратион. В двухдневном кавалерийском сражении под Миром 9–10 июля 1812 г., заманив неосторожного противника в засаду, Платов разгромил 4-ю кавалерийскую дивизию, которая потеряла свыше 1 600 человек или 30% личного состава.
В военном плане эта победа позволила Багратиону окончательно оторваться от войск Жерома Бонапарта. Но еще важнее были политические и моральные последствия сражения под Миром. Русские победили в первом настоящем сражении войны 1812 года и уверовали в окончательную победу. Начала складываться легенда о непобедимости казаков и их лихого атамана Платова. Поражение потерпели самые горячие союзники Наполеона — поляки. Был вбит клин во взаимоотношения между союзниками Наполеона — все знали, что саксонские и вестфальские кирасиры так и не пришли на помощь польским уланам. Наконец, многие горячие головы в Беларуси и Литве задумались: а стоит ли становиться под наполеоновские знамена?

Первый разгром императорской гвардии Наполеона произошел под Слонимом
Заняв территорию Беларуси и Литвы, Наполеон декларировал восстановление Великого княжества Литовского и приказал сформировать его армию. Среди вновь созданных частей оказался 3-й гвардейский легкоконный полк, который больше известен как литовский уланский полк императорской гвардии. Он был создан по приказу Наполеона 5 июля 1812 г. из белорусских и литовских добровольцев дворянского происхождения. Возглавил полк уроженец имения Сколодычи под Слонимом генерал Ян Конопка, прославившийся лихими кавалерийскими атаками в Испании. В полку служила «золотая молодежь» Великого княжества Литовского: Воловичи, Ромеры, Ренны, Платеры, Хлевинские, Пузыны, Помарницкие и другие юные шляхтичи. Неудивительно, что своими порядками 3-й литовский уланский полк императорской гвардии напоминал скорее королевский полк «галантного XVIII века». Когда осенью 1812 г. литовские гвардейцы Наполеона выступили из Гродно в Минск, то на 444 человек личного состава пришлась 121 повозка! Вместе с полком ехали дамы — жены генералов Домбровского, Зайончека и Конопки.
В родном Слониме генерал Конопка задержался и довел численность полка до 800 сабель, включая литовско-татарский эскадрон конных разведчиков Ахматовича. Однако половина полка служила лишь чуть более недели. 19 октября 1812 г. Конопка устроил в Слониме бал, несмотря на предупреждения австрийского генерала Мора из-под Пинска и польского генерала Домбровского из-под Бобруйска, что русские наступают с юга через Брест большими силами. В 5 утра 20 октября 1812 г. отряд русского генерал-майора Чаплица в составе 5 полков (гусары, драгуны, казаки и два полка егерей) обрушился на Слоним. Разгром был полный. В плен попали сам генерал Конопка (раненный казацкой пикой), полковник Хлусевич, 7 капитанов,
5 поручиков, 42 унтер-офицера, 5 трубачей и 170 рядовых (из них 65 раненых). Надо отдать должное галантности литовских улан: дамы были спасены! Перед боем под охраной 250 улан их отправили в Деречин. Но 3-й литовский уланский полк императорской гвардии как боевая единица перестал существовать. Так впервые в истории наполеоновских войн императорская гвардия Наполеона не просто отступила, а была напрочь разгромлена!
Кстати, в бою под Слонимом 20 октября 1812 г. обеими сторонами командовали белорусы. Французский генерал Конопка родился под Слонимом, а российский генерал Чаплиц происходил из дворян Могилевской губернии. Однако корни шляхетского рода Чаплицей — принёманские. В конце XVII в. многочисленное семейство Чаплицей владело небольшими маёнтками в Лядской парафии Лидского повета (ныне Щучинский район).

О бесславной судьбе «Великой армии» Наполеона читайте в последней главе.