Как в Гродненской губернии готовились к приезду царя

Эта поездка Александра I состоялась в сентябре 1819 г. Путь императорского кортежа из Санкт-Петербурга пролегал в Варшаву через Псков, Ригу, Динабург, Вильно, Гродно и Белосток. В этот период в Царстве Польском происходило сильное «брожение умов», следовали многочисленные жалобы на действия местных властей. Для того чтобы разобраться на месте в сложившейся ситуации, в Польшу выехал император.

Александр I в 1812г.

Александр I много путешествовал. Самодержец предпочитал открытые экипажи, хотя зимой это грозило обморожениями. Так, в декабре 1812 г. он пять дней провел в открытых санях, но это была не прихоть императора, а традиция. Дело в том, что в те времена офицерам вообще запрещалось ездить в закрытых экипажах. Они могли ездить только верхом, в открытых санях или дрожках.
Эта поездка была спланирована заранее, т. к. еще 15 августа 1819 г. Литовский военный губернатор сообщает Гродненскому гражданскому губернатору М. Бутовт-Андржейковичу о намерении императора в сентябре проследовать через Вильно и Гродно в Варшаву. В связи с этим было предписано проверить состояние дорог и мостов по пути следования императора.
Следом, 18 августа, на имя Гродненского губернатора пришло письмо из Министерства полиции Российской империи. Управляющий Министерством полиции генерал от инфантерии  С. Вязмитинов дает губернатору следующие распоряжения:
«К означенному в маршруте времени выставить по показанному в оном тракту на каждой станции, сверх почтовых, по девяносту лошадей обывательских, с исправною и прочною упряжью и с подобным числом лучших ямщиков или подводчиков, им в запасть потребное количество фуража для продовольствия лошадей.
Озаботиться, чтобы квартиры в назначенных по маршруту местах были приготовлены лучшие и выгоднейшие.
Обратить особое внимание на то, чтобы дороги, мосты, гати и переправы, на сем тракте находящиеся, приведены были в наилучшее положение, дабы в проходе Его Величества не последовало не только остановки, но и ни малейшего затруднения, что и возлагается на собственное Ваше попечение и ответственность».
Экипаж свиты императора состоял из 3-х отделений. В первом отделении следовали 4 коляски, в которых находились камердинер Воробьев, генерал-адъютанты граф Ожаровский и князь Меншиков, а также метрдотель Миллер. В каждую коляску было запряжено по 6 лошадей.
Во втором, главном отделении, следовал сам император. В его дрожки была запряжена четверка лошадей, которыми управлял императорский лейб-кучер Байков. Следом на таких же дрожках ехал лакей Федоров. Далее, в 4-х колясках по
6 лошадей, ехали полковник Соломка, камердинер Завитаев, генерал-адъютант князь Волконский и лейб-медик Виллий. В 3-м отделении на бричке следовал фельдъегерь и повозка с запасным инвентарем. Всего  императорский кортеж состоял из
12 экипажей, в которые были запряжены 70 лошадей.
Первая остановка с ночлегом была сделана 6 сентября в Новгороде. В Вильно Александр I провел две ночи. А в Гродно он прибыл 18 сентября, переночевал и на следующий день выехал в Белосток, где остановился на ночлег 19 сентября.
После визита в Варшаву кортеж отправился в обратный путь по маршруту: Варшава — Брест-Литовск — Слоним — Несвиж — Минск — Орша — Великие Луки — Боровичи — Гатчина — Царское Село — Санкт-Петербург. Таким образом, Александр I
в сентябре 1819 г. побывал  и в других городах Гродненской губернии — Брест-Литовске и Слониме.