Спектакль о таинственной смерти Моцарта

Моцарта убил не Сальери, а дьявол — утверждает новая постановка экспериментального театра «Бочонок». Необычная трактовка пушкинской пьесы показана в спектакле «Гений и злодейство», премьера которого состоялась в пятницу, 16 декабря, в городском Доме культуры.

В фестивальном по формату получасовом спектакле на сцену вышел новый герой, незнакомый оригиналу, — «черный человек», который вкладывает яд в руки Сальери. Напряжение классического диалога удваивается за счет танцев дьявола и его свиты в эффектных костюмах и игры света. Но это не единственный сюрприз. В роли Сальери выступил художественный руководитель и режиссер народного театра — Сергей Бочков, сыграв на сцене со своим учеником Андреем Бичелем (в роли Моцарта).
Нетрадиционное видение истории убийства австрийского композитора режиссер «Бочонка» Сергей Бочков объясняет личными впечатлениями после прочтения пушкинской пьесы, изучения биографии Моцарта и прослушивания концертов музыкального классика: «В тексте Александра Пушкина существует ссылка на некоего черного человека, который приходил к Моцарту незадолго до его смерти и заказал реквием. К тому же Сальери в монологах обращается к кому-то с вопросами. Их нельзя назвать риторическими — по смыслу они предполагают ответ, но сам Сальери на них не отвечает», — поясняет Сергей Бочков. Значимость этой таинственной персоны возрастает на фоне неизвестной до сих пор причины смерти 35-летнего композитора, скромной похоронной церемонии после шести вечера, в темноте, и спорной легенде об отравлении Моцарта Сальери. «Прослушав все произведения Моцарта, пришел к выводу, что в них много «дьявольского», агрессивно-прекрасного», — говорит режиссер.
О своем выходе на сцену художественный руководитель говорит честно и просто — воспользовался положением, давно мечтал сыграть что-нибудь из Пушкина, но за 30-летний стаж на сцене как-то не получилось. В роли Сальери у актера и режиссера существует личный интерес: «не исписаться», «не перегореть», не опуститься до ремесла и халтуры — мысли, которые появляются, пожалуй, у каждого творческого человека.
«Гений и злодейство» стал десятым спектаклем в репертуаре театра непрофессиональных актеров за его почти трехлетнюю историю. Таким арсеналом едва ли могут похвастаться народные театры Беларуси. То, что его подопечные осилили Пушкина, Сергей Бочков считает достижением. Спектакль обещает стать фестивальным: директор «Бочонка» сегодня рассматривает предложения театральных конкурсов.