История гродненского заговора 500-летней давности

Мы как-то уже свыклись с мыслью, что все самые значительные, интересные события в истории Гродно связаны с его правобережной частью, тогда как на левом, противоположном берегу Немана, кроме Францисканского костела, и посмотреть особенно не на что. Но на самом деле это вовсе не так!

Гравюра середины XVI в.

Страсти на левом берегу Немана
Если вы стоите на автобусной остановке по улице Гагарина, как раз напротив бывшего Францисканского монастыря, это значит, что вы сейчас находитесь на месте старого рынка, можно сказать, в самом сердце бывшего левобережного Посада. То есть, вероятно, где-то рядом почти пятьсот лет назад возвышалась резиденция Яна Заберезинского.
Это отсюда в роковую ночь 1508 года вышли убийцы, чтобы, водрузив на пики отрубленную голову одного из самых влиятельных до этого момента аристократов Великого княжества Литовского, возвестить о начале смуты, изменившей ход истории!
Но обо всем по порядку. У гродненского старосты и великого маршалка литовского Яна Юрьевича Заберезинского был заклятый враг — князь Михаил Глинский. Что послужило причиной их вражды, сейчас сложно сказать. Согласно одним хроникам, конфликт начался из-за притязаний Глинского на владения родственников Заберезинского, другие источники причиной ссоры называли то, что, будучи трокским воеводой, Заберезинский приказал избить слугу князя, посланного за овсом для королевских лошадей.
Но были и иные, куда более веские причины. Дело в том, что Заберезинский представлял старую литовскую аристократию и выступал сторонником унии Великого княжества с Польшей, тогда как Глинский, лишенный родственных связей среди правящей элиты, имел собственные виды на власть в стране и был против такого союза.
Можно вспомнить еще эпизод знаменитой битвы с крымскими татарами под Клецком. Вопреки приказу, Заберезинский атаковал врага, а когда его отряд был фактически уничтожен, Глинский воспользовался моментом и нанес противнику сокрушительное поражение, снискав, само собой, все лавры победителя!
На протяжении нескольких лет они строят друг против друга козни, плетут заговоры. Дошло до того, что Ян Заберезинский почти открыто обвинил честолюбивого Глинского, среди прочего имевшего диплом врача, в причастности к смерти великого князя и короля Александра, которого тот якобы отравил! Взбешенный князь потребовал суда, чтобы очистить свое имя от навета. Когда это не удалось, не привыкший проигрывать Глинский взялся за оружие!

Сговор с крымским ханом
По одной из версий, он решился захватить Киев и объявить себя правителем… Великого княжества Русского, для чего собирался заручиться поддержкой крымского хана. Во главе отряда в семьсот всадников Глинский тайно отправляется в Троки, чтобы схватить скрывавшегося там бывшего хана Золотой Орды и выдать его потом своему будущему союзнику Менгли-Гирею. По другой версии, причиной бунта стало известие о том, будто на ближайшем Сейме всех на Руси собирались крестить в «лятскую» веру!
Надо же так случиться, что по пути заговорщикам встретилась любовница Заберезинского, которая как раз возвращалась со свидания. Упустить такой шанс было нельзя. Судя по всему, план мести родился внезапно. Устроив прямо на дороге «допрос с пристрастием», Михаил Глинский выяснил, что его злейший враг находится в Гродно, и тут же приказал повернуть коней!
Переправившись через Неман, отряд окружил двор Заберезинского. Штурмом командовал ближайший из соратников князя, немец Шлейниц. Согласно Стрыйковскому, Заберезинский был схвачен прямо в постели и тут же обезглавлен. «Был нашим мечом убит за то, что он со своими сообщниками хотел над нами учинить», — оправдывался позже князь.
Нацепив трофей на кончик сабли, заговорщики вынесли его на двор. Увидев отсеченную голову своего врага, князь вовсе не расстроился, а, наоборот, приказал надеть ее на пику, после чего отряд проскакал почти четыре мили, пока ее не бросили в придорожное озеро. Можно только догадываться, когда в самом Гродно узнали о том, что происходило на противоположном берегу!
Дальнейшие события по-своему повлияли на историю всей Восточной Европы: неудачное восстание, очередной виток русско-литовских войн, штурм русскими войсками Смоленска, битва под Оршей, наконец, появление на свет сына племянницы Михаила Глинского, вошедшего в историю под именем царя Ивана Грозного — все это звенья одной цепи.
И где-то в начале ее, на автобусной остановке, стоим мы с вами, даже не догадываясь об этом…