Зачем дома в Гродно декорировали чашами

Ну кто, скажите на милость, в суматохе дней обращает внимание на привычные, казалось бы, фасады домов в старой части Гродно?

Фото №1.

А все-таки, постарайтесь на миг остановить время и внимательно всмотреться в декор старых домов конца XIX–XX века. И тут, среди причудливой лепнины модерна и строгого убранства классики, вы вдруг обнаружите нечто необычное — чаши. Да притом немалое их количество и в разных уголках центральной части города.

Знак благосостояния
Тема чаш также стара, как притча о Граале. «Переполнилась чаша терпения», «Испить горькую чашу», «Поднимем заздравную чашу», «У них дом — полная чаша», — говорим мы порой. Чаша, в нашем понимании, нечто широкое, полное, тяжелое, торжественное. А здесь, на фасадах домов, под окнами — кирпичные чаши: большие и маленькие, в неглубоких нишах или выделяющиеся над гладкими поверхностями стен.
И тут пора задаться вопросом, а кто и для чего умудрился украсить свой дом таким образом? Почему не вазой, не рюмкой, не бокалом? Ответ прост. Этот мотив владельцы домов — евреи, использовали в качестве знака благосостояния, привлечения богатства, преуспевания в делах, благополучия, доброго здравия и успеха.

Скрижали Моисеевые
По чашам и по символике скрижалей Моисеевых на фасадах можно с точностью сказать, что это был не дом христианина, мусульманина или представителя иной конфессии. Неизвестные архитекторы шли навстречу вкусам богатых заказчиков и украшали их дома по существовавшим в кагале традициям. Пожалуй, ни один из городов послевоенной Белоруссии не может похвалиться таким количеством и разнообразием чаш, как Гродно.
Прогуляемся по тихой улочке 1 Мая. Вот дом №18, выходящий торцовой частью на улицу Академическую (фото №1). Он был построен мещанином Йоселем Гиршкохуном в 1895 году. Хозяин настолько полюбил чаши, либо сильно уверовал в их необычные свойства и мощь, что заполнил ими — большими и малыми — все пространство под каждым окном. В итоге — сколько окон, столько и чаш. Ни много ни мало — 22 штуки на первом и втором этажах, и даже с торца здания. Гулять так гулять! Чтоб счастье царило и денежки в доме никогда не переводились.

А 12 ажурных балконов исчезли
От этого дома пройдем по улице Академической и выйдем на улицу Ожешко, свернем налево. За ресторанчиком «Московский», в глубине двора, увидим огромный массив дома №29, обращенный к улице торцовой частью.
Справа от арки находилась пекарня Кундича, работавшая на полную мощь еще в 50-е годы
ХХ века. Протиснемся под тенистыми деревцами по узкому проходу слева, во двор, и увидим чашу над входом в последний подъезд. Увы, это единственное украшение, которое чудом уцелело под окном второго этажа. Куда девались 12 ажурных, прекрасных балконов, которые до сих пор помнят старожилы этого дома? Тайна за семью печатями…
Владелец дома — 35-летний зубной врач Яков Гуревич построил это трехэтажное здание в 1898 году спустя 5 лет после прибытия в Гродно из Белостока. Рассказывают, что он через некоторое время разорился, а чиновники не любили шутить с теми, кто не платил налогов. Дом подлежал конфискации, но тут, возможно, помогла волшебная чаша. Гуревич предложил городским властям разобрать его дом по кирпичикам и очистить от них принадлежащую ему по закону землю. Конечно, такое необычное предложение поставило в тупик тех, кто хотел сыскать с него деньги. В разгар этих событий приехал богатый брат Якова из Америки. Были оплачены не только долги, но и сделана еще одна трехэтажная пристройка.

Уехал с большим чемоданом
От этого дома пройдем по улице Ожешко к железнодорожному вокзалу и прогуляемся по улице Буденного. На лицевом фасаде дома №16 еле приметная, скромная, маленькая чаша. А хозяин был очень богатым и известным в городе предпринимателем в конце XIX — начале XX века. Ему с компаньонами принадлежала переплетная фабрика «Неман» по улице Софийской (ныне пустующий бывший корпус швейной фабрики «Элод» по улице Ленина №7). Резникович процветал: на Софийской, №3 тоже построил добротный двухэтажный дом, но были ли на нем чаши, мы уже никогда не узнаем. Капремонты и переделки изменяют до неузнаваемости гродненские дома. Накануне Великой Отечественной войны Резникович, уже не совладелец фабрики, попросил у соседей большой фибровый чемодан и уехал отдыхать на юг. Спасла ли его от страшной участи узников гетто чудесная маленькая чаша или это была воля судьбы, кто знает? Но в Гродно он уже больше не вернулся.
Продолжим наше путешествие в поисках чаш. Почти напротив редакции газеты «Вечерний Гродно» по улице Социалистической есть «народная тропа» — проход дворами к улице Кирова. Слева от него кирпичный двухэтажный флигель под №12а, построенный в 1887 году. Над входом видна необычно широкая фигурная чаша (фото №3). Мастера, которые использовали фасонный кирпич для ее выполнения, постарались на славу. Эта чаша — самая большая из всех перечисленных и самая вместительная для счастья. На улице Социалистической, №52 (фото №7) сохранились после капремонта только три ступенчатые чаши под окнами первого этажа. Четвертой не повезло: от нее даже следа не осталось, как и от приспособленной под квартиру въездной арки.
Коротка улица Павловского, бывшая Песочная. Здесь вы не найдете дома №13 с этим несчастливым числом. Тесным рядом стоят по нечетной стороне красивые двухэтажные дома. Один из них, под №9, украшен 10 чашами с зубчиками (фото №4). Во дворе — трехэтажный флигель, №9б, стоящий торцом к основному зданию. По богатству декора он во многом превосходит лицевое строение и украшен просто великолепно:
8 звезд Давида из красного и желтого кирпича (фото №5), а в центре — между первым и вторым этажами — маленькая изящная чаша (фото №6), напоминающая бантик.

Исчезли без следа
Несомненно, некоторые дома в бывшем еврейском квартале (начиная от пожарной каланчи и заканчивая улицей Виленской) имели украшения в виде чаш, звезд Давида и Моисеевых скрижалей. Увы, годы военного лихолетья и последующий период реконструкции улиц Большой Троицкой, Первой и Второй Малых Троицких улиц изменили облик домов до неузнаваемости. На сегодняшний день только на доме №11 по Малой Троицкой можно увидеть на границе первого и второго этажей три, чудом уцелевшие чаши. Необычно их расположение — на углу здания, впритык друг к другу.
Примечательно, что чаши на всех домах абсолютно разные по размерам и декору. Они придают домам особое очарование. Они, как родинки на лице человека, неповторимы и узнаваемы с первого взгляда.