Цирк в Гродно основали братья Феррони

В XIX веке и практически до начала Первой мировой войны в цирковом искусстве Российской империи, в состав которой входила и Гродненщина, господствовали итальянцы. Афиши пестрели именами Ченизелли, Феррони, Труцци, Квирини. Именно Феррони отметились в нашем городе.

Все было «при Садовой улице»
Датой рождения цирка в Гродно можно считать 17 января 1883 г. — в этот день комиссия в составе губернского инженера В. Небольсина, полицмейстера М. Тимонова и члена городской управы И. Борковского провела проверку состояния «…здания деревянного цирка, расположенного при Садовой улице».
Гродненский цирк был стационарным и всесезонным — в деревянном здании имелись печи с высокими трубами, а крыша была не полотняная, как у передвижных цирков, а дощатая. В здании цирка имелось три выхода, кроме мест для сидения, вокруг арены была и галерея, где зрители смотрели представление стоя. Рядом находилась конюшня. Цирк принадлежал господину Шухарту, а расположен он был на том самом месте, где в начале XX века построили Свято-Покровский собор.

Акцизная площадь предназначена для продажи дров, а не для зрелищ
В 1892 году там же разместилась труппа известного в цирковом мире артиста, щвейцарского подданного Жана Годфруа. Проект нового здания цирка был подготовлен архитектором строительного отделения Гродненского губернского правления И. Плотниковым. Цирковое здание имело арену, аванложу, губернаторскую ложу, буфет и гардероб.
На следующий год управляющий цирком «Квирини» М. Апфельбаум подает на имя гродненского губернатора прошение «об устройстве цирка деревянного с полотняной крышей на Акцизной площади». В просьбе было отказано по той причине, что «…Акцизная площадь назначена для продажи дров, привозимых в город крестьянами на подводах из окрестностей города, кроме того, при этой площади расположены дома, занятые под казарменные помещения войск, которыми производятся учения на площади, а поэтому застройка таковой представляется невозможною». Добавим, что ныне Акцизная площадь — это часть улицы Дзержинского, а цирк планировалось построить на том месте, где сейчас находится институт «Гродногражданпроект».

Временный «балаган» разрешили
Но в самом начале ХХ столетия губернские власти пересмотрели свое мнение об использовании Акцизной площади и в 1902 году разрешили черниговской мещанке Р. Розенцвайль постройку «временного дощатого балагана в деревянных стенках, крытого полотном и частью досками для коммерческих представлений».
Цирк Розенцвайль был временным, сезонным и на следующий год в сентябре 1903 г. братья Орацио и Натали Феррони обращаются в строительное отделение Гродненского губернского правления с просьбой разрешить строительство цирка по проекту гродненского инженера В. Сороки на Акцизной площади г. Гродно.

Династия Феррони
Феррони — известная цирковая династия, основатель которой — сын итальянского бродячего канатоходца и также канатоходец Дионисий Феррони. В 1878 г. он приехал в Россию, выступал в московском цирке «Гинне», других российских цирках, где исполнял прыжки, сальто-мортале и танцы на канате.
В 1883 г. Д. Феррони совместно с Ж. Лютгенсом держал цирки в небольших городах Российской империи. С 1885 г. он организовал свой семейный цирк, где его жена Матильда была танцовщицей на канате, наездницей и по совместительству — директором цирка.
В цирке Феррони выступали также их сыновья: Оресто — наездник, канатоходец, музыкальный эксцентрик; Константин (цирковой псевдоним Танти) — разносторонний артист, выдающийся соло-клоун, исполнитель главных ролей в пантомимах; Америго — воздушный гимнаст, эквилибрист на перше, наездник, режиссер; Орацио — исполнитель сальто-мортале на лошади, жокей, конный жонглер, эквилибрист на свободностоящей лестнице, музыкальный эксцентрик и Натали — канатоходец, наездник, гимнаст, дрессировщик собак.
Здание в Гродно строили двое из братьев Феррони — Орацио и Натали. Именно зданию цирка Феррони в Гродно суждено было стать не временным, а постоянным действующим цирком.

Вместо арены спортплощадка
В годы Второй мировой войны цирковые постройки сохранились. После освобождения города от фашистов помещения цирка использовались для проведения тренировок и соревнований спортсменов. Акцизная площадь стала частью улицы Дзержинского, а в памяти старожилов Гродно сохранилось здание необычного вида, с большим круглым залом.
В последний раз Гродненский цирк по ул. Дзержинского, 2 открыл сезон в сентябре 1953 г. Затем цирковые постройки были разобраны, и на этом месте была устроена спортивная площадка, которая уступила, в свою очередь, место зданию института «Гродногражданпроект».
В 60-е годы городскими и областными властями обсуждался вопрос строительства в Гродно стационарного цирка на 1 000 зрителей. Но дальше намерений дело не продвинулось, и город остался без своего цирка. Однажды, в 90-е годы, один из цирков-шапито не снимал свой шатер по ул. Советских Пограничников около года, даже остался зимовать в Гродно — вынудили финансовые трудности. Говорят, артисты просили городские власти взять цирковой коллектив на баланс города. Но предложение не нашло поддержки, вероятно, потому, что городская казна не могла позволить себе содержать цирк. Кстати, первому гродненскому цирку скоро исполнится 130 лет.

Справка «ВГ»
Первый стационарный цирк в Европе появился в 1777 году, когда англичанин Ф. Эстли построил круглое деревянное здание, получившее название «амфитеатра Эстли». Цирк предназначался для конной езды. Жанр определил и диаметр арены — 13 метров, так как лошадь, бегущая по кругу меньшего диаметра, неизбежно падает. В то время наездники были главными артистами в цирке, а позже к ним присоединились акробаты и клоуны.