Может исчезнуть еще один дом с большой историей — бывший эндокринологический диспансер

Нам уже однажды приходилось писать про дом доктора Беклемишева. Тогда, казалось, ничего не предвещало беды. Сегодня судьба здания по улице Островского №15, известного среди гродненцев больше как бывший эндокринологический диспансер, выглядит почти предрешенной. «Старый», «ветхий», «в аварийном состоянии» — с подобного рода оценками сложно не согласиться. Но вот с тем, что этот дом не имеет исторической ценности, позволим себе поспорить.

Род Беклемишевых
Согласно легенде, род Беклемишевых берет свое начало от «мужа честна», якобы выехавшего «из Прус» на службу к московскому великому князю Василию. Само прозвище «Беклемиш» имеет татарские корни. Оно означало «охраняющий, сторожащий» и, скорее всего, происходило от названия толстого зипуна-беклемиша, который носили зимой сторожа. К роду Беклемишевых принадлежали, например, князь Пожарский и Кутузов. «Охраняющий» — сложно себе представить лучшую фамилию для династии врачей.
Начало ей положил Николай Дмитриевич Беклемишев. В 1882 году он поступил на службу старшим врачом Гродненской окружной лечебницы, которую вскоре и возглавил.
Приведем только один эпизод из его почти тридцатилетней практики, больше похожий на анекдот. Как-то ночью Николая Беклемишева разбудили и попросили приехать к больной, которая потеряла сознание. По прибытии он застал следующую картину: бледный, взволнованный муж, неспящие, перепуганные дети, мечущаяся прислуга. После беглого осмотра больной, врач увидел, что та — притворяется. Тогда он просит всех выйти, а когда остается один на один с «пациенткой», отвешивает той здоровенную оплеуху. Та тут же вскочила и начала возмущаться: «Да как Вы смеете!..» На что Беклемишев спокойно произнес: «Очень рад, что Вам лучше и не придется повторять лечение!»
После почти десяти лет уговоров Беклемишеву-старшему удалось убедить местные власти решиться на строительство нового здания больницы. В результате в Гродно был возведен настоящий больничный городок более чем на сотню коек. Лечебница включала в себя сразу несколько отделений: хирургическое, терапевтическое, инфекционное и венерическое, для каждого из которых был отведен отдельный корпус, организованный по клиническому типу работы. В хирургическом отделении была обустроена самая современная для того времени операционная. Здесь же проходили практику будущие фельдшера и акушеры, которых так остро не хватало в Гродненской губернии. При лечебнице были открыты собственная аптека и бактериологический кабинет, позже преобразованный в губернскую лабораторию санитарных исследований.
С началом Первой мировой войны персонал лечебницы был эвакуирован в Калужскую губернию. Ее бессменный руководитель Николай Беклемишев умер весной 1915 года от разрыва сердца прямо в пути и был погребен вблизи железнодорожной станции Судимир. Здание же бывшей больницы, где в советское время размещался гродненский погранотряд, сохранилось до наших дней…

Победитель малярии
У Беклемишева было пятеро детей, но только старший из сыновей — Владимир, пошел по стопам отца. Как отмечается в предисловии к его трудам, блестящие способности Владимира Николаевича проявились очень рано. Беклемишев в совершенстве владел французским, в подлинниках читал античных авторов и поэтов Возрождения, имел обширные познания в истории и философии, изобразительном искусстве и архитектуре. Окончив первым учеником гимназию в Гродно, он поступает в Петербургский университет.
В университете Владимир специализируется на зоологии беспозвоночных и вскоре выдвигается в число лучших мировых знатоков этой группы животных. Это, в первую очередь, благодаря ему в Советском Союзе была практически полностью ликвидирована малярия. Очень велики заслуги Беклемишева и в разных областях экологии.
Дмитрий Николаевич Беклемишев был младше своего брата на два года. Родился он в Гродно в 1892 году. Сюда же он вернулся из эвакуации после Первой мировой войны.
По некоторым данным он был судьей, согласно же другим — последним местом его работы была должность экономиста в местной сплавной конторе. Именно он, скорее всего, и построил дом по сегодняшней улице Островского. Отсюда же в 1940 году его, как «социально опасный элемент», вместе с семьей и старой служанкой отправили в Казахстан (на прощание служанка — старушка Малова, русская, жившая в Гродно с царских времен, подарила своим соседям икону Божьей Матери в серебряном окладе).
Сын Дмитрия Беклемишева — Николай Дмитриевич, полный тезка своего деда, пошел по стопам своего предка. Внук закончил гимназию Мицкевича в Гродно и в 1933 году поступил на медицинский факультет Университета Стефана Батория в Вильно. Уже во время учебы он работает на кафедре, одним из первых на курсе получил врачебный диплом. С установлением советской власти Беклемишев даже успел поработать некоторое время лечебным инспектором Гродненского горздрава.
Оказавшись вместе с семьей Беклемишевых в ссылке в Казахстане, дипломированный врач работал прицепщиком тракториста в Шортандинском районе, но вскоре, несмотря на «неблагонадежность», Николай становится заведующим фельдшерско-акушерским пунктом в селе Куйган Алма-Атинской области. Возвращение Беклемишева в «большую науку», как отмечали современники, было стремительным. Еще в 1949 году, сделав доклад в неведомой тогда области фундаментальной аллергологии и иммунологии, сильно выделился и был высоко оценен. Так в научном мире прозвучал новый голос, так его работа открыла новую главу в медицинской науке.

Вместо послесловия
Иммунолог, аллерголог, доктор медицинских наук (1955), профессор (1958), академик (1975), заслуженный деятель науки Казахстана (1962), первый лауреат Государственной премии в области медицины (1980), под его руководством выполнено более 80 диссертаций. Не удивительно, что в 2005 году, через два года после смерти Николая Дмитриевича Беклемишева, в Казахстане прошли первые Беклемишевские чтения. Впрочем, еще в 1982 году, в двадцатилетнюю годовщину смерти его дяди, по инициативе профессора В. Бржеского ученый Совет Гродненского медицинского университета принял решение просить горисполком увековечить память его дяди, академика В. Н. Беклемишева…
Сегодня, когда дом Беклемишевых идет под снос, самое время вновь вспомнить про то, что казалось таким понятным тридцать лет назад…

P.S. Автор благодарит за помощь при написании статьи Федора Ивановича Игнатовича, кандидата исторических наук.