Фотожурналистку Юстину Мельникевич интересуют дамские секреты и война

Польская фотожурналистка Юстина Мельникевич две недели в Гродно слушала дамские истории и делала женские портреты. Ее интересовали девушки, которые хотят выйти замуж за иностранца.

Ранее она фотографировала в Армении. Ее героинями стали женщины, чьи мужья уехали на заработки в Россию. Работала и в Грузии, где фотографировала городских жительниц и сельчанок.      

Сильные дамы из бывшего Союза
— В Минске я не нашла брачного агентства, а в Гродно со мной согласилось работать международное брачное агентство «Гименей». Оказалось, гродненки знают себе цену, и они выбирают иностранных женихов, а не наоборот: дамы заводят общение не с каждым кандидатом, — сделала вывод фотожурналистка.
Юстина Мельникевич говорит, что женщины с постсоветского пространства сильные, но из-за нехватки денег им не хватает времени на себя и комфорт.
Оказалось, что затем гродненские снимки войдут в сборную экспозицию фотографов на тему жизни в Беларуси. Возможно, появятся в международных изданиях, в которых публикуется Юстина: глянце Marie Claire, журнале GQ или журнале о путешествиях «Гео».
Дальше фотожурналистка намерена развивать женскую тему в Польше и на Украине:  
— Сама я из польской деревни: на малой родине сделаю портреты близких мне людей — мамы, тети, учительницы польского языка и физкультуры. На Украине собираюсь познакомиться с феминистками, которые высказывают свой протест, обнажаясь на улице.

О вечных темах и «нажимателях кнопки»
Юстина шла долго к теме о женщинах. Она призналась, что хотела на краткосрочных событийных фото не останавливаться, несмотря на то что снимала новостные фотографии для серьезных изданий (газеты Newsweek Poland, информационного онлайн-издания Weekly-news.ru). Она всегда хотела создать коллекцию с долгой жизнью.
«Я хочу сделать работу исторического значения», — рассказывает Юстина. Она не согласна со стереотипом, что фотограф — это «нажиматель кнопки», и утверждает, что не каждый способен сделать качественный снимок.
В доказательство своих слов Юстина достает из сумки пленочные фотоаппараты выпуска 70-х годов прошлого века, их она купила на аукционе в Интернете за 300 евро. С пленкой не сделаешь большое количество фото, и у мастера нет права на ошибку. Цифровой фотоаппарат у Юстины тоже есть, но «для подстраховки». «Снимаю пленкой, и часто меня охватывает страх — вдруг ничего не получилось. Иногда фотографирую смартфоном, который всегда при мне и ждет удачного кадра, случайно увиденного события», — поясняет женщина.
Лицо на портрете, подъезд или дом, дорога к дому, кухня или рабочий стол с компьютером — Юстина говорит, что можно передать характер женщины, уловив нюансы ее внешности и мимики, элементы домашней обстановки.
— Теперь начала записывать еще и интервью моих героинь на диктофон. Встречаю много интересных людей с незаурядными судьбами и чувствую, что их опыт снимок не может передать, — говорит Юстина.

Когда женщина — военный фоторепортер
Судьба самой фотожурналистки с легкостью могла бы стать сюжетом для книги или кино. Родившись в Польше и получив хорошее образование, Юстина вдруг поняла, что хочет кардинально поменять жизнь и уехать в Восточную Европу. При этом страна пребывания ее не особо волновала — это могла стать Россия, Украина или Казахстан. «У меня были друзья грузины, проживавшие в Польше. И они заверили, что найдут родственников и знакомых, которые примут нас с мужем в Тбилиси», — вспоминает собеседница.
Так она с супругом в 2002 году переехала жить в Грузию. Муж фотожурналистки — американец. С ним она познакомилась в гостях у приятелей. Теперь делится секретом своего интернационального брака: «Мне повезло — у нас с мужем духовное родство, мы прежде всего друзья. Учителем английского языка он может работать и в Грузии, сейчас он еще и пишет для американского ежедневного издания и делает передачи для радио».
Юстина Мельникевич стала военным фоторепортером в 2006 году, когда в стране начиналось обострение грузино-южноосетинского конфликта:
— В Тбилиси война не так ощущалась, но все жили в атмосфере страха о завтрашнем дне. Это научило нас с мужем ценить каждое мгновение, жить здесь и сейчас. Никогда не забуду глаза молодого парня, которого я встретила на обочине дороги: утром он обнаружил разрушенное во время бомбежки село и погибшего отца. Он похоронил его своими руками, помочь ему было некому — деревню и ее жителей сровняли с землей, — вспоминает собеседница.
Фоторепортером Юстина оставалась даже будучи на поздних сроках беременности. «Я ехала на границу с Дагестаном в далекое селение, где даже не было мобильной связи, думала, что буду делать, если начнутся роды, но все обошлось», — смеется фотожурналистка. Теперь она показывает на смартфоне годовалую малышку, которую назвала грузинским именем Нестан.
О своем выборе страны она сегодня не жалеет — и не только потому, что может открыть для европейского читателя неизвестный Кавказ. Говорит, что в грузинских людях видит неподдельное добродушие, открытость, хорошее отношение к детям. И там теперь ее ждет дом на горе с финиковым деревом во дворе, почти такой же, как в ее детстве…

Справка «ВГ»
Юстина Мельникевич родилась в Польше в 1973 году. Закончила в Кракове институт искусств по специальности «художник». Работала фотографом в краковском ежедневнике. В 2002 году переехала в Грузию, начала работать как свободный фотожурналист для различных изданий. В 2009 году получила во Франции премию как лучшая женщина-фоторепортер.