Белорусские и зарубежные художники превратили обои в картину

Участники международного художественного пленэра «Гродна — дарог скрыжаванне» перенесли на холст свои впечатления от жизни в загородной усадьбе.

Проект в пятый раз собрал в нашем городе художников из Польши, Литвы и Беларуси. В этом году творить мастерам предложили в «Каралiнскiм фальварку Тызенгауза». Как рассказала директор Гродненского городского выставочного зала Ирина Сильванович, место выбрали неслучайно. Сегодня бывшее имение гродненского старосты Антония Тызенгауза активно восстанавливают. На что могут воодушевить тронный зал и каменные пещеры белорусской агротуристической усадьбы, в своих работах показали 12 участников пленэра. Итоги недельных впечатлений они представили в городском выставочном зале на улице Элизы Ожешко.
Пожалуй, задумка организаторов удалась. Художников вдохновляло буквально все: обои с подсолнухами в одной из комнат усадьбы, следы от грузовика на сельской дороге, коровник и даже первый комар, залетевший в окно. Маленькое летающее насекомое стало героем черно-белого триптиха мастера из Минска Павла Татарникова. Организаторы пленэра участие известного иллюстратора считают большой удачей. Павел — единственный белорусский художник, удостоенный высшей европейской награды для книжных иллюстраторов «ЗОЛОТОЕ яблоко». Еще одной работой мастера стал портрет Тызенгауза. Картина, которую называют символом нынешнего пленэра, может занять место на одной из стен тронного зала «фальварка».
…От минимализма к национальной роскоши, от «натуральных» картинок к философским символам. Вернисаж получился разноплановым. Впечатлило, что в одном месте встретились художники разных академических школ и жизненных принципов. Бегущая по окровавленной дороге девушка и мертвые звери вокруг. Откровением стали работы семейной пары из Сопота (Польша) Иоанны Русинек и Филиппа Кальковского. Эпатажные молодые люди в своих картинах часто изображают друг друга. Они вегетарианцы и против убийства животных. Читать между строк предлагает еще один участник из Польши — Александр Гжыбек (Белосток). Мастер обратился к теме человеческого общения. В каждой картине он нарисовал десятки маленьких людей, которых разделяют черные границы. «А там, где границы светлые, происходит встреча. Хотел показать, что в мире коммуникаций есть возможность много путешествовать и узнавать о разных культурах, и этому обмену нельзя препятствовать. Я увидел, что такое воссоединение произошло и здесь, в Гродно», — рассказал художник.
Более приземленно, но не менее ярко и профессионально выглядят работы участников из Беларуси. Летне-романтическими оказались цветочные полотна Валентины Шобы (Гродно). Художница призналась, что на работу ее вдохновляли обои в комнате, где она жила. Коллег из Польши и Литвы впечатлили картины с шагаловскими мотивами Виктории Ильиной (Гродно) и рациональные пейзажи Александра Гришкевича (Минск), графические проекты Александра Сильвановича и Юрия Яковенко (Гродно).
По словам организаторов, на прошедшем пленэре решили главную задачу и практически соединили национальную и зарубежную культуры. Наверное, поэтому неслучайно в центре зала повесили портрет кисти литовского живописца Александра Возбинаса — белорусочку, которая почему-то очень напоминала мексиканскую художницу Фриду Кало.