Евгений Ровба о цифрах набора, университетском кампусе, Болонском процессе, лекциях-презентациях и современных студентах

Пока абитуриенты готовятся штурмовать высшую школу страны, ректор ГрГУ имени Янки Купалы Евгений Ровба рассказал, что происходит внутри крупнейшего в области университета, к чему стремится вуз, чем гордится, чего достиг и какой образовательный продукт уже сегодня предлагает студентам.

Известно, что общие цифры приема в белорусские вузы не уменьшаются, зато много говорится о корректировке набора в сторону практических нужд предприятий и работодателей. Стране сейчас нужны инженеры, программисты, математики, специалисты в области высоких технологий.

Что же ожидается в этой связи в ГрГУ?
— Действительно, в 2011-м году мы не уменьшаем набор, в том числе останется прежним количество бюджетных мест. Однако внутренняя корректировка все-таки произошла: так, увеличится набор на инженерно-технические, естественно-научные специальности и несколько меньше выделено мест на педагогические, экономические и даже юридические специальности. Кроме того, мы уменьшаем прием на заочную форму обучения (примерно на несколько сотен) и увеличиваем за счет этого прием на дневную форму обучения, поскольку на дневном отделении больший шанс подготовить качественных специалистов.

За счет чего зарабатывает университет, как формируются платные услуги?
— Сегодня больше 80% вне бюджета дают образовательные услуги. Но мы ставим задачу повысить доходы от научно-производственной деятельности. И мне представляется, что достигнем этого достаточно быстро. Через 2–3 года ситуация изменится. Мы многое делаем в этом направлении. Уже есть разработки, которые должны воплотиться в продукты, товары. И счет идет на большие суммы. Если говорить о финансировании в целом, примерно 50% мы получаем из бюджета, 50% — зарабатываем сами.

В 2010 году система менеджмента качества университета была сертифицирована на соответствие требованиям национальных и международных стандартов ISO-9001.  Что это значит для реального повышения качества образования в университете?
— В первую очередь получение сертификата (оценивал не только Белгосстандарт, но и независимая немецкая компания) означает, что наша система менеджмента соответствует определенному кодексу правил и норм международного характера. Основная цель — сделать стройнее систему управления. Университет — организация растущая, и как раз анализ процессов и подходов к управлению позволяет более четко выстроить функции каждого, и это нам позволяет в течение нескольких лет практически не увеличивать штат. Кроме того, изменения выражаются в том, что трансформируются сами специальности, исходя из ориентации на потребителя.

Все эти структурные преобразования должны подготовить базу, чтобы университет смог стать участником Болонского процесса? Планируется, что уже через 2 года мы к этому придем.
— Отдельные требования у нас уже действуют. Например, внедряется накопительно-рейтинговая система, когда оценка на экзамене зависит и от того, как работал студент в течение семестра. Пока эта система действует на физико-техническом факультете, факультетах математики и информатики, экономики и управления. Но скоро пойдет движение в целом. Вторая важная позиция — обмен студентами. За 2 последних года 14 студентов по семестру учились в Белгосуниверситете, несколько человек учились в Польше. Достаточно часто выезжают на практику в Польшу, Германию, Россию. И наоборот, иностранные студенты приезжают учиться к нам. Важен и обмен преподавателями. В предыдущем учебном году 90 преподавателей из Беларуси, Украины, России, Польши читали у нас лекции. А в этом году — уже 110, среди них Кшиштоф Занусси (прочитал курс лекций для филологов), нобелевский лауреат Жорес Алферов. Это важно не только с точки зрения обучения, но и развития международного сотрудничества.

Как все-таки сделать университетское образование менее академичным, больше приблизить его, в частности, по техническим специальностям, к практике?
— За счет усиления практической направленности учебного процесса. И прежде всего на базе предприятий города. По техническим специальностям в большей степени необходимо использовать возможности предприятий. Не угонимся мы со своим оборудованием за производством, какие бы машины или станки ни покупали. Да и в этом нет необходимости. Недавно провели довольно эффективное совещание с представителями БОАМЛ (белорусское общество автомотолюбителей), обсуждали систему взаимодействия. Будущие юристы уже сегодня активно сотрудничают с прокуратурой. На самом юридическом факультете появился зал судебных заседаний, со всем необходимым антуражем, и там проводятся учебные судебные процессы.
Мы хотим уже сегодня включать студентов в решение тех или иных задач, например по IT-технологиям, у нас будут и уже есть такие проекты. Если говорить о будущем, то, наверное, было бы идеальным, если бы студенты 3 года учились, а на 4 и 5 курсах учились и работали. Необходимо только узаконить подобную практику. Она есть и сегодня, но пока в виде исключения.

Как, на ваш взгляд, должно развиваться заочное образование, чтобы повысилась его эффективность?
— Мне кажется, будущее за сочетанием заочного и дистанционного образования. Это вполне реально с учетом развития информационных технологий. В последние 3 года мы вложили около 2 миллиардов рублей в приобретение именно вычислительной техники и мультимедийных средств. В этом году было закуплено 67 мультимедийных проекторов, и лекции сопровождаются видеопрезентациями. Есть определенный минимум, который должен быть по каждому предмету отцифрован и доступен. Сейчас мы действительно анализируем ситуацию и хотим выстроить стратегию, как по этапам продвигаться в этом направлении дальше. В учебно-методическом управлении разрабатывается этот проект, и, думаю, он будет принят уже в этом году.

Каким будет университетский кампус и где все-таки для него определили место?
— Сейчас рассматривается проект развития высшей школы на эту пятилетку, и там обозначено строительство университетского комплекса в Гродно на проспекте имени Александра Дубко. Предусматривается строительство учебного корпуса, общежития на 1 000 мест и спортивного комплекса. Место очень удобное, оно станет центром, который объединит и другие университетские корпуса. Программа пока не утверждена, но в бюджете университета уже запланированы средства для разработки проекта студенческого городка. Всего же за последние
6 лет было введено 8 новых зданий для учебных целей, и все их нужно было реконструировать, отремонтировать и ввести в строй.

А что будет в здании бывшего туберкулезного диспансера рядом с парком Жилибера?
— В 3-м квартале приступим к ремонту фасада, а в следующем году планируем завершить ремонт здания полностью. Хотим открыть там студенческий центр.

Как вы можете охарактеризовать современного студента ГрГУ?
— В основном это прагматичные, деловые люди. Наша задача — увлечь их интересным делом, и это часто получается.

Справка «ВГ»

В ГрГУ им. Янки Купалы  
учатся: 17 000 студентов,  280 магистрантов, 162 аспиранта, 5 778 учащихся колледжей  

трудятся: более 870 преподавателей, из них: 47 докто-ров наук, 260 доцентов, 339 кандидатов наук.
В ГрГУ постоянно читают лекции 30 Почетных докторов и профессоров

Материально-техническая база:
14 учебных корпусов
5 общежитий
Стадион на 1 500 мест
4 теннисных корта
2 малых футбольных поля
15 спортивных и тренажерных залов
Научная библиотека с 10 филиалами и 6 читальными залами
6 Интернет-центров
40 компьютерных классов