Иван Чижонок прошел войну от Москвы до Балтийского моря

Иван Иванович Чижонок — один из последних свидетелей войны, который 20-летним солдатом отправился на фронт. Он участвовал в защите Москвы и в боях за освобождение Европы. 90-летний фронтовик рассказал о своей войне, воспоминания о которой не покидают его уже почти 70 лет.

Его истории больше похожи на сцены из документальных фильмов о войне, где романтике не было места. Реальная жизнь большинства солдат не была украшена любовными приключениями и голливудскими сценами невероятного спасения.

Солдаты отдыхают…
«Я в окопах не лежал», — предупредил Иван Чижонок в начале беседы. Оказалось, всю войну он прошел в составе войск радиосвязи. Незадолго до начала военных действий Иван Иванович пошел служить в подразделение, которое занималось радиоразведкой. Располагалось оно под Друскининкаем, в 13 километрах от немецкой границы. Солдаты слушали передачи немецких военных радиостанций, записывали их сообщения и определяли месторасположение.
Как вспоминает фронтовик, в начале 1941 года количество немецких радиостанций вдоль нашей границы начало увеличиваться. А значит, росло и число воинских частей. Немецкое правительство объясняло это тем, что солдаты отдыхают.
Уже в первый день войны Иван Иванович оказался на фронте. «Перед нами не ставилась задача вступать в боевой контакт. Мы отъезжали на 15–20 километров от фронта и следили за немецкими радиостанциями». На 10-й день войны машина с радиоразведчиками попала под пулеметный обстрел. Иван Иванович был ранен в обе ноги. Его отправили в госпиталь, а после выздоровления — на защиту Москвы.

Радио обмануло немцев
Летом 1944 года Иван Иванович участвовал в известной операции «Багратион», за что был награжден орденом Красной Звезды. Выяснилось, что благодаря обманным действиям советских радиосвязистов немцы перебросили часть своих войск на ту часть линии фронта, где наступление не планировалось.
— Со своих позиций сняли 11 мощных радиостанций и отвели на 100 километров в тыл, — продолжил Иван Чижонок. — Каждой из них дали определенное задание, куда и в какое время приехать, с какой радиостанцией связаться и какую радиограмму передать. В первый день операции немцы нас обнаружили, выслали самолеты на разведку и увидели на дороге танки и орудия. На самом деле это были только макеты военной техники. Солдат, которые днем имитировали движение пехоты, ночью увозили обратно на фронт.

Принял обстрел на себя
Порой радиосвязь требовалась и для того, чтобы помочь прицелиться артиллеристам. Например, в Восточной Пруссии в районе города Тильзит (современный Советск) командир дивизии принял решение уничтожить штаб армии противника. Но так как он размещался в лесу, определить его точное местоположение было трудно. Иван Чижонок в то время был командиром радиовзвода, но пойти в тыл противника решил сам. Оказавшись на месте, он включил переносную радиостанцию. С помощью пеленгатора артиллерия определила координаты, откуда шел сигнал радиста, и открыла по штабу огонь. Первый снаряд разорвался в 50 метрах от Ивана Ивановича, второй – еще ближе. С третьего раза снаряд попал в штаб. За эту операцию Иван Чижонок был награжден орденом Отечественной войны второй степени.

В тему

Фронтовые 100 грамм
«Их давали почти каждый день зимой, когда были сильные морозы. Летом практически не давали. Разве только перед боем, для храбрости».

О важности радиосвязи
«Во время активного наступления многие виды связи просто не успевают за линией фронта. Порой в день проходили от 15 до 40 километров. Только радиосвязь могла вовремя обеспечить военные операции».

О любви
«О любви на войне мы просто не думали. Радисток-девочек не было. Но у связистов и телефонистов была одна девушка. Она так строго себя вела, что к ней у ребят было только уважение».

О воспоминаниях
«Время не стирает черные краски. Несмотря на то что прошло уже почти 70 лет, бой, в котором я был ранен, помнится, как будто он был вчера».