Тор

Кеннет Брэна всю жизнь был скромным английским режиссером и постановщиком шекспировских пьес, а распрощавшись с пятым десятком лет, внезапно ворвался в Голливуд и снял вроде бы типичный сезонный блокбастер. Или нетипичный? Нетипичен «Тор» хотя бы тем, что кроме вездесущих сегодня комиксов базируется на скандинавских мифах — редких гостях в кинематографе.

Кеннет Брэна всю жизнь был скромным английским режиссером и постановщиком шекспировских пьес, а распрощавшись с пятым десятком лет, внезапно ворвался в Голливуд и снял вроде бы типичный сезонный блокбастер. Или нетипичный?

Тор

(Thor, 2011)

Режиссер — Кеннет Брэна

В ролях: Крис Хемсворт, Натали Портман, Энтони Хопкинс, Том Хиддлстон, Стеллан Скарсгард, Кэт Деннингс, Кларк Грегг, Идрис Эльба, Колм Фиор, Рэй Стивенсон

Слоган: «Мужество бессмертно».

 

Нетипичен «Тор» хотя бы тем, что кроме вездесущих сегодня комиксов базируется на скандинавских мифах — редких гостях в кинематографе. Знакомство даже с детским сборником легенд облегчит восприятие сюжета, но в общем суть такова: помимо Земли есть еще миры, два из которых очень схожи — огромные горы, вычурная архитектура, могучая магия. Разница, как всегда, в убеждениях: воины поднебесного Асгарда во главе с бессмертным скандинавским богом Одином веками защищают землян от злых ледяных великанов. У Одина подрастают два сына: бесшабашный Тор и скользкий Локи, которые оказываются непосредственно втянуты в конфликт. Из-за горячности Тор подводит отца, и его ссылают на Землю, отобрав магический молот и превратив в простого человека…

Не кривитесь от наивности истории — краткие пересказы испортили не один миф. Да, на экране разворачивается вполне типический сюжет о власти и готовности к ней, о семье, о героизме, но так уж диктует первоисточник. Гораздо интереснее видеть, как, фактически, театральный постановщик осваивается в большом кино: оригинальные ракурсы, потрясающие декорации даже за вычетом компьютерной графики, диалоги с характерными паузами и интонациями. Полутеатральное прошлое помогло Брэне сделать из семейных разборок богов несколько сцен вполне шекспировского накала.

Начинается же лента с простой и совсем не фантастической земной сцены о группе ученых в пустыне, одна из которых позже влюбится в упавшего там же «пришельца». Такие сценки о нас, землянах, снятые словно со стороны, сквозной нитью проходят через весь фильм и переводят киноадаптацию мифа в раздел фильмов почти экспериментальных. Непривычно, ново видеть в популярном кино, что человечество может оказаться лишь гостем, зрителем, вторичным элементом в каком бы то ни было действии.

Отдельных и хвалебных слов заслуживает игра актеров. Причем набирающая обороты Натали Портман или сбавляющий их Энтони Хопкинс скорее отрабатывают свои гонорары. Зато прежде неизвестная публике пара «братьев» Хемсворт-Хиддлстон держит собой лучшие моменты фильма — совершенно разные типажи, сыгранные одинаково достойно. Но самый выдающийся персонаж — это, конечно, угрюмый страж моста-телепорта. Иногда скромные второстепенные роли выходят ярчайшими, и эта — из их числа.

Первый блокбастер английского режиссера вполне может оказаться последним, если ему вздумается вернуться к Шекспиру. Но очень хочется, чтобы как можно больше таких не слишком известных имен неожиданно появлялось в «массовом» кино. Потому что от подобного сотрудничества кино может выиграть гораздо больше самих режиссеров.

 

Фильм можно увидеть в кинотеатре «Космос». Расписание сеансов — в нашей афише.

 


 

Читайте также: полный список обзоров