Что хранит старый костел в Берестовице

Немногие знают, что Большая Берестовица сложилась из двух групп людей, не желавших когда-то соседствовать. В пору ее зарождения богачи жили во дворце на правом берегу реки Берестовичанки (теперь на фундаменте дворца построена больница). Остальные жили на левом.

Вы скажете, кто может толком знать историю многовековой давности? Однако некоторые сведения сохранились. И кое-что мне хотелось бы рассказать. Так, к примеру, известно, что в Берестовице было Магдебургское право — право на самоуправление, и это делало ее в некотором смысле европейским городком. Но отдельно хотелось бы рассказать о том, что связывает Берестовицу с Москвой.
Это было в Смутные для России времена. На престоле — Лжедмитрий. Появление последнего также связывают с польскими и литовскими войсками. Главнокомандующим этих войск в то время был Ян Кароль Ходкевич. Именно он считается владельцем Берестовицы и одним из величайших полководцев тех времен.
Именно с ним связывают появление в Берестовице старого костела, который был построен в 1620 году. Следует отметить, что почему-то именно Берестовица была особо любима Яном Ходкевичем (хотя у него имелись более обширные имения в других местах). И вот по завещанию наказал он, чтоб его сердце хранилось именно в Берестовицком костеле. Да, именно сердце, ибо тело похоронено не здесь.
Известно также, что Берестовица традиционно передавалась из века в век как приданное, поэтому тут нередко менялись фамилии владельцев. После Ходкевичей владельцами были Мнишки.
Генерал-адъютант Наполеона и губернатор Москвы — граф Иосиф Корвин и впоследствии еще несколько поколений Коссаковских были последними владельцами Берестовицы.
Кстати, Коссаковский изображен рядом с Наполеоном на множестве картин, выставленных в музеях. Известно, что в Берестовице до 1939 года во дворце хранилось много вещей Наполеона: мундир, чашка, подзорная труба, шахматы из слоновой кости.
Традиционно владельцев Берестовицы хоронили в крипте под старым костелом. За сотни лет собралось много гробов. В годы хрущевской оттепели начались особые гонения на верующих и культовые сооружения — церкви и костелы. В те времена после изъятия ценностей костел был раскрыт настежь — все кому не лень могли залазить и в крипту, и в подземные ходы. Помню, местные пацаны рассказывали друг другу истории об изъятых золотых чашах. О том, что будто бы огромный двуручный меч, хранящийся сейчас в гродненском музее, до этого сотни лет находился в нашем костеле. Не исключено, что это трофей из-под Кирхгольма.
Костел между тем разрушился. Даже могучее здание со стенами 2-метровой толщины не может существовать без обслуживающих его людей. Лет 20 назад сгорела крыша. И за это время от дождей и морозов обрушились своды. Здание, которое могло простоять еще сотни лет, превратилось в руины. Пережив нашествие шведов, французов, немцев, старый костел не смог перенести всего несколько десятилетий нашего времени.