Будущие механики изучают автомобили по рисункам

Читатель «Вечёрки» Иван Илькевич рассказал, что невольно «подставил» брата, у того теперь неприятности на работе. А, казалось бы, — просто написал губернатору о проблемах факультета машиностроения, где преподает родственник.

Сам преподаватель Виталий Илькевич не скрывает: в семейном кругу говорил правду — специалистов по автомеханике нельзя готовить только по книгам, а вопрос с техникой не решается.

Теоретический механик
Как рассказал Иван Илькевич, он не мог подумать, что его обращение приведет к таким последствиям. Решил написать, когда увидел, что на сайте облисполкома предлагается гражданам оставить отклики на работу учреждений образования.
— Изложил то, что слышал от брата о проблемах факультета инновационных технологий машиностроения. Чтобы наверняка приняли меры, информацию отправил еще и губернатору, — пояснил мужчина.
Реакция администрации последовала незамедлительно. Брата «вычислили» и пригрозили увольнением.
— Для администрации описанная ситуация не новость, — рассказывает преподаватель кафедры «Техническая эксплуатация автомобилей» Виталий Илькевич.
Оказалось, что кафедра, на которой работает Виталий, готовит инженеров-механиков. Сам он читает курс по ремонту автомобилей. Преподаватель утверждает, что из двадцати лабораторных работ студенты могут выполнить только пять. На остальные задания нужна техника и детали, которых нет.
— Специальность предполагает, что студенты должны знать, как провести диагностику автомобиля и как устранить неполадки. С этими знаниями будущие выпускники должны прийти  на предприятия. Однако проверить элементарное — исправность двигателя — наши ребята не могут, ведь машин в рабочем состоянии на факультете нет. Даже простую процедуру — применить клей в ремонте авто — неспособны, ведь отсутствуют клеи, а вместе с тем стоят они недорого, — пояснил собеседник.
Преподаватель утверждает, что и раньше подходил к руководству и объяснял, что студентов практике по книгам научить нельзя, а лабораторные работы не должны состоять из перерисовывания чертежей из пособий. «Мне указали на педагогическую специфику вуза: мол, практиков здесь не готовят», — рассказывает Виталий Илькевич.

Волга не заводится, станки не работают
…Мы прошлись по лабораториям кафедры, чтобы посмотреть, как все же обучаются студенты. Для этого отправились в университетский корпус по улице Курчатова, 1А. Помещения — это холлы на первом и третьем этажах. На первом этаже увидели…три легковых автомобиля.
— На них мы не занимаемся — не заводятся. К тому же, чтобы изучать «внутренности» машины, ее нужно поднять подъемником и закрепить на весу, тогда можно увидеть детали. Практику проходим в автопарках, а там как на мастера попадешь: толковый все объяснит, — рассказывает с улыбкой студент 4-го курса.
На третьем этаже, кроме набора «железок», есть и станки. Но, как оказалось, они почти никогда не включаются. «Нет лаборантов, которые бы смогли включать оборудование и следить за обработкой деталей», — говорит Виталий Илькевич.

Учить — дорогое удовольствие
Мы связались с руководством — деканом факультета инновационных технологий машиностроения Василием Струком. «Преподавателя мы не трогаем, просто в письме факты изложены некорректно», — пояснил он, но говорить о материальной базе кафедры не захотел.
А вот бывший заведующий кафедрой, на которой сегодня работает Виталий Илькевич, подтверждает, что проблемы все-таки существуют.
— Сказалось гуманитарное мышление университета. За два года, что я возглавлял кафедру, нам выделили деньги только на покупку четырех нержавеющих столов для сборки и разборки деталей, дали слесарный набор и стеклянную посуду, которую мы так и не использовали из-за отсутствия термостата. Два двигателя нашли сами преподаватели, — рассказал Валентин Потеха (теперь он возглавляет кафедру технической механики и материаловедения в аграрном университете).
Собеседник пояснил, что учить инженеров-механиков — дело затратное, без материальной базы не обойтись. Иначе получатся слабые, невостребованные специалисты. Если создать лаборатории, они окупятся, ведь в приграничном регионе наблюдается дефицит подобных кадров. К тому же с каждым годом в целом увеличивается количество автотранспорта.
То, что инженеры-механики нужны, доказывает распределение: в этом году выпустят специалистов впервые и на всех поступили заявки от организаций. Как пояснил проректор по учебной работе ГУ «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» Владимир Барсуков, невозможно для факультета закупить, к примеру, МАЗ, УРАЛ и БЕЛАЗ, однако в лабораториях должны быть типовые узлы, агрегаты автомобилей. «Мы обдумываем, как организовать практический учебный процесс. Через два года в наших мастерских будет все необходимое», — заверил Владимир Барсуков. Уже со следующего года студенты смогут работать с уникальными машинами, которые готова предоставить Белорусская ассоциация автомобильного транспорта.