По Неману курсировало такси, а экскурсии доходили до Каунасского моря

История гродненского речного флота в XX столетии была богата на события. На протяжении 20–70-х годов развивалось судоходство, росли перевозки пассажиров и грузов, а затем все пришло в упадок.

Работать не давала мель и… бандиты
В октябре 1945 года начальником пристани Гродно был назначен Рудаков Василий Николаевич. Перед новым руководителем и всем коллективом в 1946 году стояли большие задачи: за зиму провести большой ремонт 23 единиц флота, восстановить речной вокзал и грузовую пристань. Работу флота затрудняли не только технические неполадки. Так, пароход «Зоя Космодемьянская» из 45 рейсов не выполнил 33 из-за мелководья. А пароход «Карл Либкнехт» три раза грабили бандиты.

На дне нашли моченый дуб
В середине июня 1946 года бригада водников Неманского технического участка проводила работы по очистке русла реки и обнаружила в районе Мостов на дне стволы дуба. Они лежали в несколько рядов на протяжении сотен метров. Специалисты заключили, что деревья пробыли в воде много десятилетий, а может быть, и веков. Дуб почернел и стал еще более ценным. Примерные подсчеты показали, что в этом месте находилось более 3 000 кубических метров ценной древесины. Большие залежи черного дуба также были обнаружены на дне реки возле деревни Турья. К сожалению, о дальнейшей судьбе дуба никакой информации обнаружить не удалось.

«Пушкин» стал первым
На линии Гродно—Друскеники пассажиров и грузы перевозил пароход «Пушкин» под командованием капитана В. Бобрика. Экипаж парохода по итогам навигации 1946 года стал первым среди пароходных команд пристани Гродно. «Пушкин» перевез 34 440 пассажиров и большое количество грузов. В мае того же года к причалу Гродненской пристани впервые подошел новый пароход «Зоя Космодемьянская».
Для работы на верхнем участке реки Неман в навигацию 1949 года . были закреплены теплоходы «Техник», «Казбек», пароходы «Горький», «Пушкин»,  «Летувайте», «Карл Либкнехт», «Зоя Космодемьянская» и некоторые другие.
В 1950 в Гродно появляется пароход «Мария Мельникайте», теплоходы «Олег Кошевой», «Толбухин», «Земнухов» и «Грейфенбергерис», а корпус парохода «Летувайте» установили как дебаркадер в Мостах, организовав на нем плавучую лавку.
Приказом начальника Неманского речного пароходства на должность начальника пристани Гродно 12 декабря 1951 года был назначен Пелих Д. А. В следующем году пристани Гродно был выделен пассажирский теплоход «Минск», рассчитанный на перевозку 145 пассажиров. В апреле прибыли два теплохода транзитного флота «Ермак» и «Тюленин», а в июне — теплоход «Котовский».

До Пышков катались на «Венере»
Пристань в начале навигации 1955 года была обеспечена двумя пассажирскими теплоходами «Минск» и «Баку», общей вместимостью 290 человек. Благодаря замене парохода «Пушкин», который был поставлен на консервацию из-за нерентабельности, теплоходом «Баку», пассажирский флот в навигацию 1955 года сработал рентабельно.
В следующем году все суда переименовали. Например, теплоход «Баку» получил номер ПТ-0170, а «Минск» — ПТ-0171. Буксирные теплоходы также получили номера.
В 1961 из 104,5 тыс. перевезенных за навигацию пассажиров на линию Гродно—Щербовичи приходится 65,5 тыс., остальные 38,9 тыс. перевезены на линии Гродно—Друскеники.
В междурейсовые дни теплоходы выполняли прогулочные рейсы по заявкам школ и пионерских лагерей. Кроме того, в праздничные и выходные дни, в дни массовых гуляний эти теплоходы перевозили отдыхающих из Гродно в Пышки и обратно. Практиковались экскурсионные рейсы на Каунасское море.
В 1962 году был получен теплоход-такси «Венера». В 1963 он перевез 1985 пассажиров, работая в районе города на прогулочной линии Гродно—Пышки. Теплоход-такси из-за недостаточных глубин на Немане с июля был выведен из эксплуатации.

С теплоходов пересели в автобусы
С развитием автобусного сообщения сократились пассажирские перевозки, особенно в весенние и осенние месяцы. В 1964 впервые до окончания навигации была закрыта линия Гродно—Друскеники. Работа немного оживлялась только летом благодаря туристам и экскурсантам.
Весной и осенью больше половины пассажиров перевозилось на территории Литовской ССР между Мельниками и Друс-кениками, а от Гродно до Мельник теплоход ходил практически порожним. В 1964 убыток от работы пассажирского теплохода на линии Гродно–Друскеники составил около 5 тысяч рублей.
Надо сказать, что автобусы составляли очень серьезную конкуренцию. Чтобы попасть из Гродно в Друскеники на теплоходе, нужно было потратить около 4 часов, обратно — 6 часов. Автобусы преодолевали это расстояние примерно за час.
5 апреля 1966 года вышло Постановление №54 исполкома Гродненского городского Совета депутатов трудящихся и бюро Гродненского горкома КПБ о присвоении пассажирскому судну №ПТ-0170 имени Виктора Усова, а теплоходу №ПТ-0171 имя секретаря Гродненского подпольного горкома комсомола Ольги Соломовой.

«Зарницу» поставили на пруд
С августа 1974 из Гродно в Мосты стал курсировать новый быстроходный теплоход на воздушной подушке «Зарница». В начале 90-х в нем оборудовали ресторан и перевезли на пруд по ул. Репина. Спустя некоторое время теплоход сгорел.
Бывший пассажирский теплоход имени Виктора Усова продали в Литовскую Республику. Там на нем совершают прогулочные рейсы по Неману жители и гости Друскининкая. Теплоходу дали другое имя. А «Ольга Соломова» после ремонта в компании нового прогулочного теплохода «Неман» катает всех желающих по водной глади Немана и Августовского канала.