Водитель-международник Олег Гавриленко: «Вокруг земли объехал 37 раз»

Олег Гавриленко — водитель-международник. Он крутит «баранку» уже 11 лет и знает, как найти выход из сложной ситуации, ценит семейный уют и любит классическую литературу. Спокойный и мудрый мужчина умеет мечтать и смотрит на мир по-философски.

В нашем новом проекте мы хотим познакомить читателей с особенностями разных профессий и разрушить стереотипы, связанные с той или иной деятельностью.

«Привези хлеба и сала»
…В первый рейс пошел на целый месяц. За это время сын меня забыл. Был ему годик, я приехал, а он за мамку спрятался. Теперь в год совершаю около 20 дальних поездок. В среднем за один рейс проезжаю 6,5–7 тысяч километров. За 11 лет полтора миллиона километров проехал. Это 37,5 раз можно землю обогнуть (окружность земли по экватору составляет 40 тысяч километров). Самая длительная поездка была в Казахстан — почти два месяца.
…Плюс работы дальнобойщика — видишь новые места. Я был в Италии, Австрии, Бельгии, Голландии, Франции и Германии. Первые впечатления как в известной пословице: «Хорошо там, где нас нет». Интересно, что в Германии в гости, как у нас, не ходят. Обычно идешь — рядом друг живет, взял и зашел. Там так не принято. Сначала надо позвонить, предупредить, спросить, можно или нет. Европейцы более замкнутые. В разговоре ничего лишнего не скажут. Хотя, если попросишь подсказать дорогу, в любом городе помогут. А иной раз даже на личной машине сопроводят.
…Если сравнивать с Европой, то придорожный сервис в Беларуси нужно развивать. Возьмем элементарные вещи: негде в дороге умыться теплой водой. От Бреста до Красной Горки в Минской области поесть можно только в одном месте. Цены высокие, а еды чуть-чуть. В России — еще хуже. Чтобы сэкономить, водители в машины покупают мини-холодильники.
…В Европу переехать не хотел бы. Думаю, там мне просто будет скучно. В Бельгии живет знакомый, он родом из Беларуси. Так перед моим приездом звонит и просит привезти буханочку белорусского хлеба и сала.

Водители обмениваются книгами
…Порой бывает страшно на дорогах России. Особенно в Челябинске, где некоторые еще живут по законам лихих 90-х. Говорят, там есть группы ребят с битами, которые пытаются выяснить у водителей-международников, «чей груз» и «куда везешь». К счастью, я с ними не встречался.
…В Беларуси в глубинках тоже страшно. Допустим, в 10 километрах от Волковыска, в деревне вымирает жизнь. В 90-е годы там был колхоз. А сейчас ничего нет. Но если в России большие расстояния и контролировать деревни сложно, то почему наши села становятся заброшенными?
…Заметил, что на трассе не любят москвичей. Считается, что они очень напористые. Столичные ребята дорогу не уступают, перегоняют. Водители с белорусской периферии ведут себя скромнее и более воспитанны. А вообще, взаимовыручка — главное для дальнобойщиков. Помогаем друг другу, если на трассе ломается машина, делимся едой и одалживаем деньги. А раньше часто обменивались книгами. Приятно во время остановки почитать хорошую книжку. Особенно люблю русскую классику. Хотя сейчас их место все больше занимают фильмы и музыка, ведь практически у каждого в кабинах есть DVD и ноутбук.
…На дороге встречаешь много автостопщиков. Думаю, что такие путешественники — отчаянные люди. В Европе, особенно в Польше, много таких. И в Германии тоже хватает. Я подвожу редко. Смотрю, как человек выглядит, вызывает ли доверие. Слушаю внутренний голос. Ведь сколько было случаев, когда водителей грабили и даже убивали. Когда-то встретил компанию автостопщиков. Там ребята совсем отважные были. Шли пешком из Минска под Волковыск. Было градусов пять ниже нуля, наверное. Они все замерзли, стало жалко, и я остановился.
…У водителей-международ-ников есть негласное правило: если человек голосует на дороге с книжкой БАМАП (Белорусская Ассоциация международных автомобильных перевозчиков — «ВГ»), то остановимся в любом случае. Абы у кого этот документ не появится: они все именные и под строгим учетом. Такому человеку нужно в первую очередь помочь.

Жить в режиме нон-стоп
…Самый большой сегодня недостаток у наших водителей-международников — незнание иностранного языка. Сейчас планируют на курсах водителей уделять внимание иностранным языкам. Это лоббируется Министерством транспорта.
…Профессия дальнобойщика изменяется и развивается. Это закономерность. Десять лет назад и автомобили были не того класса, как сейчас. Работа водителя — это постоянный ненормированный труд.
…Беларусь — транзитная страна. И нужно сделать все, чтобы грузы из Европы шли именно через нашу страну. А не в обход через Прибалтику или Украину. Наши водители-международники ездят нон-стоп между странами Востока и Запада. Нужно по европейским стандартам оборудовать дороги, по которым могут проехать комфортабельные и современные транспортные средства. Был в кабине американской фуры. Так там внутри как в квартире. К сожалению, по дорогам Беларуси запрещено ездить на таких машинах: по длине не подходят. Я езжу на «Скании».

Дети разучились мечтать
…Дорога для меня — это жизнь. В этой профессии важно быть общительным, работать с желанием и душой. Нужно привыкнуть отсутствовать дома. Долгое время не видеть семью, родственников, детей.
…Мне тяжело работать водителем в городе. Скучно и однообразно, все дороги и повороты знаешь назубок. А постоянное перемещение в пространстве на дальние расстояния стимулирует мозговую деятельность. Чтобы чувствовать себя безопасно на новых дорогах, ты внимателен и учишься «читать» дорогу. Это настоящее искусство.
…У меня была мечта с детства стать водителем. Сын хочет тоже работать дальнобойщиком, но, наверное, я его не пущу. Мне кажется, у него другой характер. С этим нужно родиться и понять, что это твое. А вообще дети сейчас не мечтают. Им главное — деньги. Внутренний мир у них стал немножко другой. И воспитывать их тяжелее.

Вопросы на засыпку

Почему дальнобойщиков называют адскими водителями?
— Потому что адский труд. Это опасная профессия. Со стороны кажется легко: сел, поехал, машина хорошая, красивая. Слишком большая ответственность за документы и груз. Сегодня молодые водители сделают один-два рейса и уходят.

Как узнать, что дальнобойщик — настоящий профи?
— Вопрос риторический. Вообще, дальнобойщик, на мой взгляд, — это элита водителей. Бытует мнение, что именно водители-международники Беларуси более высокого класса, нежели водители Польши, Литвы и Латвии. Сами европейцы это отмечают. Немцы считают, что на стоянке в Германии белорусы ведут себя намного культурнее, чем польские и литовские перевозчики.

Смешное правило дальнобойщика
Перед тем как приехать домой, позвони жене заранее, чтобы она была в курсе.