Исходный код

Сын Дэвида Боуи решил не сниматься в кино, а снимать его. Как и дебютная «Луна 2112», второй фильм Дункана Джонса выглядит умнее большинства соседей по прокату. И не только выглядит.

Сын Дэвида Боуи решил не сниматься в кино, а снимать его. Как и дебютная «Луна 2112», второй фильм Дункана Джонса выглядит умнее большинства соседей по прокату. И не только выглядит.

 

Исходный код

(Source Code), 2011

Режиссер — Дункан Джонс

В ролях: Джейк Джилленхол, Мишель Монахэн, Вера Фармига, Джеффри Райт, Майкл Арден

Слоган: «Каков исходный код?»

Не по годам бородатый Джейк Джилленхол приходит в себя в поезде и нервно озирается по сторонам, понимая, что он ничего не понимает. И, что важнее, ничего не помнит. Через несколько минут поезд взлетит на воздух. А потом еще раз. И еще — до тех пор, пока герой не найдет бомбу и террориста. Пассажиров все равно не спасти, но можно предотвратить второй взрыв…

В интернете новую картину Джонса уже успели назвать «День сурка в миниатюре», отсылая к старой доброй комедии с Биллом Мюрреем. В самом деле, сюжеты про постоянное возвращение во времени с виду могут показаться до неприличия похожими. За вычетом масштабов: и место действия тут теснее, и тикают часы до возврата всего 8 минут.

Основная разница в жанре и подходе. Если в комедии временная яма была милым допущением, с которым никто и так не спорил, то в новой обработке идею попытались обосновать в лучших традициях научной фантастики (военные эксперименты! вредные ученые! хитроумные механизмы!) и заключили в рамки резкого, быстрого триллера. Агрессивная смена кадров при перемещении во времени, напряженная атмосфера, непрерывно стучащий по рельсам поезд, метающийся по нему и лупящий пассажиров Джиленхолл, отлично изобразивший солдата — даже если чего и не понимает, приказ надо выполнять.

Чуть раньше середины вступает эмоциональная сторона происходящего: мотивы злодея, прошлое героя, конфликт между правильным и необходимым. Вся эта конструкция успешно и внятно балансирует до самого конца, радуя если не глубиной проблематики, то ее изображением. К сожалению, последние пять минут делают из потенциально мощной картины просто хорошую. Создатели проигнорировали как финал кульминацию идеи и действия, прикрутив после нее добрую и красивую, но уже лишнюю концовку. Впрочем, кому-то так понравится даже больше.

Для неопытных пока режиссера и сценариста такая работа — отличное доказательство их таланта, причем в случае Дункана Джонса — уже очередное. «Исходный код» не только выглядит неглупой экспериментальной картиной, он ей является, не теряя при этом в темпе и интересе для зрителей.


Фильм можно увидеть в кинотеатре «Октбярь» с 8 апреля.

 


Читайте также: полный список обзоров