О пароходах и военном трибунале

История гродненского речного флота на протяжении XX столетия была богатой на события. А сегодня мы узнаем, как в 20–70-х годах развивалось судоходство, росли перевозки пассажиров и грузов и как затем все пришло в упадок.

30-е годы. Śmigły.

Как «Ягайло» стал «Пушкиным»
В первой половине 20-х годов в Гродно числились пароходы Jadwiga 1913 года постройки и винтовой Emilia Pllater, который курсировал по Августовскому каналу и приписан был  к Гродно.  К середине 30-х в Гродно были пароходы Jagiełło, который брал на борт до 300 пассажиров, уже известная нам Jadwiga вместимостью до 200 человек, Dewajtys, курсировавший по маршруту Гродно—Друскеники, Michał Ogiński, а также прогулочный теплоход Śmigły.
В черте города на Немане были две пароходные пристани. Одна, так называемая пристань Шиманского, — возле автодорожного моста им. Маршала Пилсудского на левом берегу Немана. Отсюда отправлялись суда до Лунно и Мостов в 16 часов ежедневно, кроме субботы. Вторая — возле пристани Военного гребного клуба. Отсюда отправлялись прогулочные суда в выходные и праздничные дни в Пышки и на Меловые горы после полудня через  каждые два часа. До войны существовали на участке  пристани Гродно, Лунно и Мосты.
После вхождения Гродно в состав БССР в сентябре 1939 г. суда были переименованы. Jagiełło стал называться «Пушкин», пароход Jadwiga, вероятнее всего, получил имя «8 Марта», а  Śmigły, опять же предположительно, мог получить название «Боец». Переименования определены аналитическим путем, т. к. довоенные архивы о судоходстве в Гродно не сохранились.
После освобождения города в июле 1944 г. одной из важнейших задач перед властями стояла задача восстановления речного флота на Немане. Исполняющим обязанности начальника военно-восстановительного отряда назначен был Ангелуц Яков Федорович. Главной задачей отряда являлось поднятие затопленных судов. К концу сентября было поднято пять барж и теплоход «Боец». Подготовлены к эксплуатации 6 барж, полностью отремонтированы пароходы «Пушкин», «8-е Марта», «Техник». Отдельная группа рабочих была занята углублением и очисткой дна Немана от взорванных оккупантами конструкций мостов.
В связи с реорганизацией органов речного флота в Неманском бассейне, согласно приказу Народного комиссара Речного флота Союза ССР,  произошла передача  всего хозяйства из Неманского военно-восстановительного управления во вновь организованное Управление Неманского речного пароходства.
Начальнику пристани  Ровинскому и начальнику механических мастерских Ангелуцу предписывалось закончить восстановление парохода «Летувайте» к 8 июня 1945 г., начальнику гродненского технического участка пути Максимову — немедленно провести траление и извлечение предметов из ходового русла реки, организовать соответствующую обстановку пути, необходимую для эксплуатации речного флота, и провести нужные путевые работы. Принять соответствующие меры к расчистке мостов и открытию проходов для судов по реке Неман.
Организована была перевозка грузов и пассажиров, для чего были определены суда «Краснофлотец», «Техник», «Боец», а пароход «8-е Марта» использовался на пассажирских перевозках.

За опоздание на работу сажали в тюрьму
Немецкие оккупанты нанесли большой ущерб пристани Гродно и ее приписному флоту, поэтому к началу 1945 г. восстановление хозяйства закончено не было. После освобождения города с июля 1944 г.
по 1 января 1945 г. действующий Военно-восстановительный отряд смог выполнить план по восстановлению всего от 4 до 60%. Зимний судоремонт 1944–45 г.г. прошел весьма неудовлетворительно, план по судоремонту был выполнен всего на 50–60 %. Несмотря на это, флот был пущен в эксплуатацию, но из-за плохого ремонта не мог работать с полной нагрузкой. Из выпущенных в эксплуатацию 7 единиц самоходного флота пароходы  «Пушкин», «Летувайте» и «8 Марта», а также теплоходы «Краснофлотец»,  «Техник» и газоход сделали 204 рейса. А теплоход «Боец» работал на пассажирской линии всего 25% навигационного времени.
На работников пристани и техучастка распространялись жесткие законы военного времени о трудовой дисциплине. Вот выдержки из приказа начальника пристани Гродно от 4 июня 1945 г. По вполне понятным причинам фамилии работников не называются:
«В период апреля—мая месяца 1945 г. трудовая дисциплина рабочих и плавсостава пристани Гродно значительно понизилась, что подтверждается фактами самовольных отлучек и невыходов на работу моториста мотокатера «Техник» В., рабочих Ю. и С. Преступники, нарушившие советские законы о трудовой дисциплине на речном транспорте, наказаны по заслугам. 28 мая 1945 г. Военный трибунал Белостокской железной дороги с участием представителей Гособвинения и защиты рассмотрел в открытом судебном заседании дело по обвинению указанных выше лиц и приговорил к исправительным работам в трудовых лагерях, кого на 10 лет, кого на 5.
Настоящим приказом личный состав пристани Гродно и механических мастерских должен свою энергию устремить на выполнение поставленных перед нами коммунистической партией и правительством задач, не допуская ни малейшего нарушения трудовой дисциплины».