Татьяна Богуш: Феномен белорусочки, или Почему женщины не спешат во власть

Возможно, кто-то уже забыл, но 8 Марта не просто женский день. Это самый что ни на есть феминистический праздник. Много лет назад в этот день американские женщины впервые заявили о своих правах. Мы же решили порассуждать, почему белорусские женщины не идут в политики и не штурмуют вершины власти. Наш эксперт в этом вопросе — социолог Татьяна Богуш.

Татьяна Богуш.

— Начнем с того, что в наших женщинах сочетается не только красота и ум. По своей ментальности славянкам свойственна определенная хитрость, мудрость, но что еще более важно — следование традициям. А в славянской традиции женщина всегда скорее за мужем, почему и говорят: выйти замуж. Неудивительно, что чаще можно услышать о желании «встретить мужчину, за плечами которого я была бы как за каменной стеной», чем «все могу сама».
Если говорить о славянской традиции, то русские царицы-самодержицы — это, скорее, исключение, чем правило. Более того, Екатерина II высказывалась о запрещении наследования трона именно женщинами. И после нее цари — это мужчины. И, как ни странно, исключения в политике представлены женщинами Востока.
Политика — это в общем-то искусство, наука, социальный институт. Все это достаточно сложно охватить женщине, потому что определенный период жизни большинства из нас не связан с общественной и политической деятельностью. Если ты хочешь сделать карьеру в политике, не надо начинать заниматься устройством личной жизни, выходить замуж, рожать детей. То есть, не заниматься привычным для себя кругом семейных дел. Но если часть обязанностей возьмет на себя муж, у жены появится время на лидерство. И, кстати, вот такой пример паритетного, семейного политического образца представляет пара Тэтчер.
Истории известны примеры женщин и в белорусской политике. К примеру, Барбара Радзивилл. Но если изучить вопрос, то ясно, что наши женщины шли за мужьями. Феминизм в чистом виде, когда ты уверена: «Я лучше всех, я могу победить…» — не свойственен славянкам.
Одна из моих студенток писала работу «Социальный портрет женщины в 14–18 веках». Она нашла много известных интересных женщин. Но они не шли вперед. Скажите, разве не могла бы Элиза Ожешко стать более известной? Она ведь выдвигалась на Нобелевскую премию…
Сложно осознать, но мы сами часто проталкиваем мужчин вперед в силу осознания своей второстатусности. Обратите внимание: в школе девочка, к примеру, командир звена. Она может быть командиром отряда, хотя в большинстве случаев им все же станет мальчик. Но если речь идет о командире дружины — то это уже сто процентов мальчик (а как же: у него и голос громче, и шаг четче, и проблем меньше).
Общество не готово видеть во власти женщин. И от этого их шансы тоже уменьшаются. Мы не видим примеров стремления. Я считаю, что могла бы быть во власти Наталья Машерова, и она пыталась, но в итоге ушла с политического поля. Кстати, по данным социологических исследований, во время которых спрашивали: «Готовы ли вы, чтобы вами руководила женщина?» — 70% самих женщин сказали «нет».