Лариса Пирогова о белорусских здравницах, энергии камней и секретах красоты

Путевки в белорусские здравницы все труднее приобрести независимо от времени года. А нужно ли здоровым людям ехать в санаторий?Лариса Пирогова, заведующая кафедрой медицинской реабилитации и немедикаментозной терапии Гродненского государственного медицинского университета.

— Я привожу такой пример из словаря Владимира Даля. Там говорится, что «Курорт — это лечебное место, куда отправляются, особенно летом, больные и желающие развлечься». Курорт — это сочетание лечения с приятным отдыхом. Туристический отдых в Турции, Египте, еще где-то возможен, но это не санаторно-курортное лечение. У нас оно основано на применении природных факторов — таких, как минеральные воды, лечебные грязи — в сочетании с физиотерапевтическими и преимущественно немедикаментозными методами и имеет большую эффективность. Поэтому достать путевку, именно «достать», довольно проблематично практически в любой период времени. Сейчас наши здравницы хорошо отремонтированы и постоянно обновляются, модернизируются — неудивительно, что они пользуются спросом у туристов из России, Польши.

С какими известными всесоюзными здравницами можно сравнить наши санатории?
— К примеру, «Радон» (где пять своих скважин со средней концентрацией радона) можно сравнить с «Цхалтубо» в Грузии, куда прежде направлялись люди с радикулитом, заболеваниями суставов. Сейчас это лечат в нашем регионе. Хорошая минеральная вода в санатории «Поречье», как говорится, друскининкайского типа — по содержанию минеральных веществ она такая же, как в санаториях литовского города. Кстати, и методы лечения у нас такие же, а обойдется оздоровление дешевле, чем у соседей.  Наши санатории «Криница»,  «Сосны», «Пралеска», «Свислочь», «Беларусь» и др. вполне могут соперничать с кавказскими, российскими и украинскими, где раньше искали помощи те, у кого проблемы с желудочно-кишечным трактом.

Откуда отечественные санатории берут сапропелевые лечебные грязи и чем они хороши?
— У нас в Республике пока три основных источника добычи лечебной грязи, хотя есть около 600 озер, которые могут давать сапропель, содержащую органические и минеральные вещества, витамины, аминокислоты, антибиотики. Так, например, в мире  хвалят грязи Мертвого Моря, но они содержат преимущественно минеральные соли. А именно органические соединения, содержащиеся в сапропелевых грязях, представляют уникальность наших лечебных грязей.
Сейчас под моим руководством выполняются научные исследования. Мы сочетаем применение минеральной воды с лечебной грязью. В классическом варианте делается так: день — ванна с минеральной водой, второй день — грязевая. Нами разрабатывается новая методика разведения сапропели минеральной водой  в зависимости от состояния пациента и его физических данных. А еще мы хотим сравнить влияние наших грязей и сакских (озеро Саки расположено в Крыму). Эта задача на стадии изучения.

Но ведь сейчас можно пройти курс реабилитации и лечения немедикаментозными методами и в Гродно. Однако простые люди мало об этом знают.
— В городских и районных поликлиниках есть отделения реабилитации. Другое дело, что недостаточно специалистов по физиотерапии, медицинской реабилитации, по лечебной физкультуре, рефлексотерапии, мануальной терапии, массажу. Отчасти это связано с тем, что их подготовка проводится не на достаточном уровне. Поэтому наш университет выходит с инициативой открытия факультета (или отделения) медицинской реабилитации и спортивной медицины в Гродно.

Что сегодня из современных, новых реабилитационных методов используется в Гродно?   
— В Гродненском Центре реабилитации есть спелеотерапия (соляная комната), хорошая водолечебница, современные физиотерапевтические и механоаппараты, которые  помогают восстановить утраченную в результате болезни или травмы функцию. Такой аппарат, как «ЛИМФОМАТ», помогает уменьшить отеки, улучшить кровоснабжение нижних и верхних конечностей. Сейчас широко применяется магнитотерапия. Использование магнита способствует улучшению кровообращения и микроциркуляции, с помощью магнитного поля улучшаются трофические процессы, снижается артериальное давление (есть специальные маты «УниСПОК» с индуктором ИАМВ5 «Мат»: лежишь — и снижается давление).  
В диспансере спортивной медицины используют криотерапию — лечение с помощью холода. Метод общей криотерапии повышает работоспособность человека, стимулирует иммунитет, улучшает обменные процессы в организме. Проведенные научные исследования подтвердили этот факт: гродненские гандболистки в период подготовки к чемпионату и Кубку Республики Беларусь проходили курс общей криотерапии между тренировками и в тот период были на соревнованиях лидерами.

Как вы относитесь к такому методу, как лечение с помощью камней?
— Минералотерапия — известный метод. Дело в том, что минералы растут и накапливают космическую энергию, а затем ее излучают. Некоторые камни хорошо нагреваются и удерживают тепло. Поэтому в настоящее время применяют полудрагоценный камень нефрит, камень вулканической природы турманий. Из них изготавливают массажные кушетки и коврики (маты) для теплового, рефлекторного и минералотерапевтического воздействия. Также, как и камни, в народной медицине нашли свое применение металлы. Некоторые любят и носят украшения из белых металлов (серебро, платина). Считается, что это металлы избытка: они больше подходят тем, у кого повышена функция какой-либо системы организма (повышенное давление, гиперфункция щитовидной железы). Желтые металлы — золото, медь — это металлы недостатка (при пониженном артериальном давлении, гипофункции органов).

Вы к спорту имеете прямое отношение…
— Я мастер спорта СССР по спортивной гимнастике. Моим учителем был Ренальд Кныш. И, кстати, я первая в мире исполнительница сальто назад на бревне, которое потом повторила Ольга Корбут.

Готовите ли вы еду и чего точно нет в вашем меню?
— Французы считают, что кулинария — это ключ к здоровью. Я люблю поесть и готовлю разнообразную пищу. У меня в холодильнике есть и кролик, и курица, и свинина. Люблю утку, гуся. Обязательно каждый день первое блюдо. Мы любим овощные супы, борщ, рассольник, солянку. Муж — рыболов-любитель, поэтому рыбу и жарим, и тушим 1–2 раза в неделю, едим капусту, голубцы. Фирменное блюдо — туркменский плов.     
Не люблю изюм и икру. Отец военный, в детстве я с родителями жила на Севере. Видимо, тогда меня перекормили икрой с целью профилактики рахита. Ем мало хлеба, только черный, и тот либо с салом, либо с селедкой.

А сало можно есть?
— Нужно. Там есть незаменимые жирные кислоты. Продукт сытный, много не съешь, в отличие от булок, пирожных и других сладостей. По этому поводу существует поговорка: «Пирожное находится минуту во рту, два часа в желудке и всю жизнь на бедрах».

Часто ли вам приходится говорить пациентам, что им нужно похудеть, изменить образ жизни?
— Конечно. В работе у нас такой профиль — больные с инсультом. А это заболевание возникает на фоне, как мы сейчас называем, метаболического  синдрома: повышенного артериального давления, повышенного холестерина, сахара крови, массы тела.

От чего, по вашему мнению, людям нужно отказаться, чтобы быть здоровыми и красивыми?
— Ни от чего отказываться не нужно. Главное — сбалансированно питаться, двигаться и высыпаться. Я по биоритму — сова, но каждое утро встаю в шесть, поэтому качеству ночного сна уделяю большое внимание и в выходные позволяю себе отоспаться. А днем никогда не сплю, считаю, как в поговорке, грех спать в день божий.
Тем, кто хочет хорошо выглядеть и долго жить, следует поменьше употреблять углеводов, соли и сахара. Кушать и двигаться каждый может исходя из своих пристрастий, но так, чтобы приход и расход энергии совпадали. Не надо что-то делать через силу. Я, например, не люблю бег, скучно. Но два-три раза в неделю обязательно делаю упражнения для пресса и мышц спины, плаваю всеми стилями, люблю баню. В этом секрет красоты и здоровья.

Наши санатории «Криница»,  «Сосны», «Пралеска», «Свислочь», «Беларусь» и др. вполне могут соперничать с кавказскими, российскими и украинскими, где раньше искали помощи те, у кого проблемы с желудочно-кишечным трактом.