В драмтеатре показали, как любят простые люди

Премьерой этого сезона в драматическом театре стала малоизвестная пьеса итальянского драматурга и театрального реформатора Карло Гольдони «Кьоджинские перепалки».

Историю, которая впервые была сыграна в далеком 1761 году в Венеции, можно отнести к так называемым народным комедиям. Именно этот жанр, по мнению режиссера Геннадия Мушперта, востребован сегодня у широкой публики.
Геннадий Мушперт признается, что сегодня история про маленький рыбацкий поселок на юге Италии для белорусской публики звучит свежо и ново (в отличие от национальных народных комедий, которые переставлены много раз и известны наизусть). По словам режиссера, когда человека захватывают такие страсти, как обида и ревность, он всегда будет выглядеть глупо и смешно. Лицо «сохранит» он только в том случае, если преодолеет эти пороки.
— Об этом мы и хотим юмористически рассказать в спектакле, — говорит Геннадий Мушперт. — В пьесе безоглядная ревность героев застилает им глаза. Человек выглядит нелепо, когда по любому подозрению хватается за нож. Такое поведение на самом деле смешит.
Действительно, рассказ двухвековой давности о жителях Кьоджи, что в восьми милях от Венеции, наполнен юмором, с одной стороны, и глубоким погружением в психологию простых людей — с другой. Действующие персонажи пьесы о безыскусной, грубоватой и искренней любви — рыбаки и рыбачки. На фоне традиционных художественных решений режиссер обратил внимание на отдельного героя. Хотя в постановке преобладают массовые сцены, ни один из персонажей не теряется. Индивидуальность каждого четко выявлена и любая реплика по-своему выразительна.
Будет ли увлекательной для зрителя история, рассказанная двести лет назад? На фоне серьезной подготовки перед премьерой интересно, как режиссер осовременил комедию. Мушперт удачно расширил некоторые эпизоды: в пьесе появляются дополнительные сцены, реплики о взятках и о том, что в Кьоджи существуют городские фонды, из которых все норовят что-нибудь получить. Метафорично выглядит режиссерское решение с «рыбалкой»: высокий чин «ловит» на крючок крупную денежную купюру. Безусловно, проблемные акценты были знакомы современной публике и вызвали естественную зрительскую реакцию.
— Формально комедии делят на комедии положений и комедии характеров. Мне ближе комедия характеров. В ней артисты могут проявить себя наиболее полно и продемонстрировать все свое обаяние, весь свой юмор, легкость, подвижность и звонкость, — рассказал Геннадий Мушперт. — Я старался, чтобы на сцене артисты выглядели обаятельно. Это было главной задачей. Зритель, смотря на них, должен улыбаться.
Похоже, режиссеру это удалось. Чего только стоили костюмы героев: все жители поселка обряжены в матросские тельняшки, на фоне которых забавно смотрятся парадные белые накидки женщин. Конечно, пьеса получилась обычной «развлекухой», но, по крайней мере, действительно смешной.

Справка «ВГ»
В спектакле заняты заслуженные артисты Беларуси Александр Шелкоплясов и Николай Емельянов, ведущие актрисы театра Елена Красикова и Светлана Завадская. Рядом с ними в двух составах на центральных ролях играют молодые актеры, недавние выпускники гродненских актерских курсов: Василий Минич, Натэлла Белугина, Татьяна Бабило, Оксана Машенкова, Александр Кологрив, Алексей Стонога, Наталья Леонова, Владимир Капранов, Александр Луценко.

Кстати
В настоящее время в театре идет работа над двумя новыми спектаклями. На закрытие театрального сезона зрителя пригласят на еще одну знаменитую комедию — «№ 13» Рея Куни. А для детей гродненская труппа к весне готовит сказку по пьесе украинского автора «Принцесса без горошины». Спектакль будет поставлен на белорусском языке.