Бабушки не хотят уходить с «дороги жизни»

На улице Полиграфистов на клочке дороги возле входа на Центральный рынок бабушки-пенсионерки приторговывают разной мелочью. Но в последнее время за ними усилили контроль. Приезжает милиция, чтобы очистить от торговцев «дорогу жизни», как ее называют.

Розовые носочки от бабушки Веры
Подхожу к одной из старушек:
— Сколько носочки стоят? — спрашиваю.
— Вот эти, — отвечает она, указывая на носки
42-го размера, — 18 тысяч.
— Мне бы поменьше. У меня 36-й размер.
— Есть и поменьше, — бабушка достает из полинялой сумки пушистые розовые носки, —  15 тысяч.
— Сами вяжете?— интересуюсь.
— Конечно, сама! А кто еще мне их свяжет?
Только я собралась спросить про расцветку носков, как подошла милиция и разогнала нелегальных продавцов. Однако бабушка не захотела терять покупателя. Она лишь поздоровалась с милиционером и сказала, что сейчас уйдет, сама же подхватила меня под руку и отвела в сторону. Представившись Верой Антоновной, начала рассказывать, что живет одна, муж умер, что ей уже скоро восьмой десяток и что знакомые у нее по четыре пары носков покупают.

Оставьте нас на бойком месте
С одной стороны, пенсионеры неплохо устроились. Работают по свободному графику. Продают майки, носки, деревянные ложки, батарейки, всякую мелочь. Одна проблема — их постоянно прогоняют. Хотя и здесь есть две группы: часть продавцов добросовестно платит налог, часть — экономит на нем. Особенно возмущены первые.
С другой стороны, рядом — свободные места на официальных рынках, где есть вода, бесплатный биотуалет, столы, на которых можно разложить товар. Но пенсионеры идти туда не хотят. Они настаивают на том, чтобы на бойком месте оборудовать торговые точки. Может быть, даже установить столы. Причина, как рассказывает пенсионерка Ирина Ивановна, в том, что именно через эту дорогу идут потоки покупателей, которые на мини-рынок на Антонова не заворачивают. «Зачем зря стоять там, когда можно разрешить людям работать здесь?» — говорит она. На что власти возражают: не позволяет законодательство, а также пожарные и санитарные требования. Конфликт пенсионеров и милиционеров тянется не первый год. Представители администрации Октябрьского района города, санслужба, МЧС, правоохранители — за то, чтобы освободить «дорогу жизни». Бабушки, одинокие, многодетные матери, которые тоже подрабатывают здесь — против.

Удачная торговля важнее комфорта?
— Мы готовы предоставить свободные места на улице Антонова, — рассказывает главный администратор мини-рынков ЗАО «Гродноторгсервис» Геннадий Марчук. — Погонный метр в день здесь стоит для физического лица 2 400 рублей. Пенсионеры, инвалиды получают скидку 50%. Если товара немного, дадим полметра, это обойдется в 600 рублей. Разве это большая сумма? Здесь есть вода, биотуалет, летом — тенек, при необходимости можно вызвать врача для пожилого человека. Но на мини-рынок не идут. Скорее всего, из-за коммерческих соображений — дескать, там нет покупателей.
«Вечёрка» получила обращение, под которым подписалось несколько десятков человек. Для них торговля по мелочи — действительно хороший приработок. «Мы просим помочь нам выжить в условиях, когда продукты постоянно дорожают, а пенсия у половины из нас 300–350 тысяч рублей в месяц. Рядом стоящий мини-рынок, который и строился для нас, оказался малопригодным для торговли. Там, хоть и есть крыша над головой, она не соприкасается со стенами, а постоянные сквозняки опасны для здоровья, — говорится в обращении. — Мы не отказываемся от посильного для нас налога и платы за место, но просим определить места».
В комитете экономики Гродненского облисполкома ссылаются на то, что торговать можно только в специально отведенных для этого местах. На Полиграфистов дорогу к тому же нельзя занимать из соображений пожарной безопасности. Сообщают, что места могут предоставить на рынке по улице Антонова и других рынках.

Глас народа

Как решить проблему?

Валентина Войтович, пенсионерка:
— Оставили бы нас в покое, кому мы мешаем? Не просим ни у кого помощи, стараемся выжить сами. Мы не против, и налог заплатим, и за место, пусть бы оставили нас на этой дороге, оформили так, как нужно по закону.

Ирина Свёкла, пенсионерка:
— Мы платим налог, почему нас гоняют? Можно расчертить места, где мы сейчас торгуем, пронумеровать их и брать определенную плату. Все равно это место пустым не останется, здесь торговали и будут торговать.