Светлана Морецкая: «Люблю похулиганить на сцене»

Откройте тайну, какая в этом году будет новогодняя сказка?– У нас получилась сборная инсценировка по произведениям Киплинга. Есть там и джунгли, и кошка, которая гуляет сама по себе, и дикие животные, которые становятся домашними.

А Дед Мороз?
– Дед Мороз и Снегурочка, как всегда, встретят детей на утреннике, а детский спектакль будет идти и после Нового Года. Делать чисто новогодние спектакли – безумно дорого.  

Как актрису, вас выбирали режиссеры, как режиссер – теперь выбираете вы. В чем главный момент свободы?
– Я еще совсем не свободна и только пытаюсь сделать полшага в этой профессии. Мне кажется, ее постичь невозможно,  к ней можно только прикоснуться. Момент свободы… мне кажется, наоборот, слишком большой груз ответственности. Хочется никого не обидеть, чтобы все актеры были максимально заняты, чтобы дети весь спектакль, не отрываясь, смотрели и смеялись.

А есть ли выбор у актера, свой момент свободы?
– Он наступает, когда рядом твои родные партнеры, и  после, минимум, 10-го спектакля от премьеры.  Мне в этом смысле очень везет. Все партнеры: и Шелкоплясов, и Куриленко, и Пликус и другие – все мои (поэтому я  и ролей переиграла столько). И тогда наступает восторг. Ты просто купаешься в материале. Это тот случай, когда на сцене партнеры, от которых получаешь массу удовольствия, это высший пилотаж, когда обменивается энергетика, летит в зал и обратно… И тогда мы хулиганим по полной, хулиганим себе в удовольствие.

Как  ведущая актриса театра, любимая режиссерами, ощущаете себя примой?
– Никогда, такая уж у меня установка: все время разговариваю, через «извините» и «пожалуйста». По-другому я не умею – сразу начинаю нервничать.

Актерское мастерство помогает справляться с трудными ситуациями в жизни?
– Думаю, да. Наверно, как-то по-другому оцениваешь ситуацию. Актеры отчасти психологи: когда что-то происходит, мне  кажется, что я вижу, как лучше ситуацию разрулить.

Вы часто повторяете «мой материал» и «не мой материал», что это значит?
– Я люблю, чтобы было красиво. Пусть не всем это нравится, но ничего с этим  поделать не могу. Мне нравится, когда в зале смеются, улыбаются. Это мой театр, пусть будут фейерверки на сцене, праздник, тогда  люди уходят после спектакля и дольше живут.  

Какие роли были для вас самыми сложными?
– Наверное, Иоанна в «Пьемонтском звере». Я тогда  поняла, что начинаю говорить, делать, смотреть на мир глазами Иоанны.  И поняла, что мне надо остановиться. Это бывает у артистов, когда ты переходишь грань…  

То есть вы свои роли не выносите за порог театра?
– К сожалению, я приношу домой из театра свои эмоции, и, бывает, не всегда лучшие. Но я не могу по-другому, нельзя закрыть двери театра и освободиться от него.  

Когда же вы отдыхаете?
– Не помню, когда в последний раз отдыхала. Я даже в студенчестве на перерывах не могла сидеть: начинала вязать, что-то делать.  И теперь у меня столько пьес, что некогда отдыхать, пока не засыпаю – читаю.

Вы закончили курс режиссуры у Марка Захарова?
– Пока нет,  чтобы закончить, нужны деньги – 500 долларов одна сессия, а всего их должно быть 4. Да еще нужно прожить в Москве месяц, собрать денег на дорогу … Но главное,  я завишу от работы Марка Анатольевича Захарова. Я еду, когда он  что-нибудь ставит, а ставит он редко.  И тогда я сижу на репетициях, вот это и компенсирует мне отдых. В последний раз была на выпуске «Вишневого сада». Мне повезло, Ленком – это мой театр, это мои спектакли, это праздник на сцене…. Я смотрела их спектакли много раз и с разными составами, и каждый раз я плачу и смеюсь, а для меня именно это – показатель хорошего театра, а не то, что там все – звезды.

А сам Марк Захаров?

– Я его называю последним из могикан, потому что таких остались единицы. Это глыба… Когда попала первый раз на репетицию, меня предупредили: он вами заниматься не будет, конкретно не будет ничему напрямую учить. Могу  посидеть на репетициях, могу пообщаться с актерами, но не с ним – у режиссера  нет времени. Но когда я попала на репетицию в первый раз, я поняла, что всю репетицию он проводит и для меня. Мне не надо, чтобы мне говорили: тут надо притопнуть, тут прихлопнуть – я просто видела это. Есть такой термин как объект внимания, на сцене у актера есть какой-то объект внимания, так же и у режиссера он есть. И я вижу абсолютно точно, что три часа Марк Захаров работает на меня, то есть, не уча, он вводит в свой мир.

У вас четверо детей, что хотят ваши дети?
– Мальчишки (улыбается) хотят сутками играть в компьютер, младшая дочка, как и я, вечно в движении. У нее нет ни одного свободного дня: то художественная школа, то английский, то плавание, а на выходные – балет в театре. Старшая дочь поступила в медико-стоматологический в Москве, учится бесплатно… А живет, вот поистине не имей сто рублей, у моей подруги. Кстати, когда-то она работала в нашем театре одевальщицей, но очень мечтала стать артисткой. Я ей подсказала, что нужно выучить, и утром на следующий день она пришла: несколько стихов, басню – все знает отлично. Конечно, она поступила и закончила МХАТ. Она же меня устроила и к Захарову, он последние лет 10 никого не брал.

Ваш любимый цвет.
– Белый, рисовать на нем можно все, что хочешь.

… любимое блюдо?
– Мороженное, в огромном количестве, особенно как когда-то с сиропом. Теперь найти его не могу.

Есть место, где вам всегда хорошо?
– В бабушкином доме, где до сих пор живут родители. Мне хорошо на маленьком кладбище в нашей деревне, очень ухоженном и тихом. Еще мне хорошо на нашем  хуторе в деревне Ятвезь. Может быть, потому что дом очень старый, со своей историей, его атмосфера перекликается с моим настроением и с моим детством.

Справка

Светлана Морецкая (Литвиненок), актриса Гродненского областного драматического театра, ведущий мастер сцены, исполняет главные роли в спектаклях «Мальчик и Маргарита», «Полет над гнездом кукушки», «Графиня Шарден», «Эта любовь … курица» и многих других. Как режиссер, поставила комедию «Шофер Арчибальд». Учится режиссуре у Марка Захарова, руководителя театра Ленком. По гороскопу Скорпион. Сейчас ставит сказку, которая будет идти в театре под Новый год. Родилась в Брестской области, окончила ГИТИС (Москва) по специальности «актер театра и кино», работала по распределению в Ульяновске, затем и до сих пор в Гродно. Замужем, растит четверых детей.