Encore… еще одна революция

Синтетическая ловушка для тела и умаВ Лионе больше миллиона жителей, и месяц, с 9 сентября по 3 октября, они находились под влиянием биеннале танца Encore.  

Все это время 30 площадок лионских театров были заполнены, психоделические спектакли вызывали аншлаги. Модерн-балет в его самых разных проявлениях оставался все время в фокусе благодаря участникам,  профессионалам, любителям, самим лионцам и, наверное, в последнюю очередь зрителям. Кроме того,  Encore смог привлечь более 7 миллионов евро спонсорской помощи на культуру не формат. Участвовали муниципальные бюджеты, средства фондов, банков, бизнеса… И дело не только в харизме организатора уже 14-го биеннале танца в Лионе Ги Дарма, но и в продуманном сценарии масштабного шоу, где профессионалы умело манипулировали  зрелищем, технологиями и потайным знанием…
В этом синтетическом коктейле Encore – лошадиная доза эпатажа, устойчивая нота громких премьер, оттенок ностальгии и тонкая линия новых имен в современной хореографии. За несколько дней в Лионе мы смогли влиться в толпу, познакомиться с легендами и ощутить ритм самого крупного в Европе фестиваля современного балета.

Анжелин Прельжокаж: наступление на тысячелетие покоя
Мы не успели на организованное интервью в розовом кафе Encore с хореографом Анжелином Прельжокажем (Экс-ан-Прованс)… Российская журналистка Татьяна Кузнецова очень точно назвала его «ньюсмейкером в мире танца».
Как раз проходила очередная затяжная забастовка по поводу пенсионной реформы, и все утренние поезда из Парижа были отменены. Под угрозой оказалась и наша программа в Лионе, однако французы все же не довели ситуацию до бедствия для иностранцев. И первый в новом расписании состав забрал всех желающих. Но на интервью мы все-таки опоздали.
Между тем премьера балета «Апокалипсис» Анжелина Прельжокажа стала главной интригой интернациональной фокус-недели Encore да и всего месяца.  На этот раз зритель, уже увидевший отрицание, натурализм, насилие в брутальных спектаклях «Свадебка», «Ромео и Джульетта» знаменитого хореографа, ждал внеочередного конца света с участием на этот раз русских танцовщиков из  Большого театра оперы и балета.  Все специально приехавшие со всего мира  журналисты и  профессионалы  хотели увидеть превращение классики в модерн.  Кстати, очень продуманно  премьера пришлась как раз на середину биеннале.
Как бы подогревая внешний интерес, дуэты распределили по принципу: один танцовщик из балета Прельжокажа, второй – из Большого театра. Но… разницы зрители  не увидели. И в этом тоже заключалась провокация: либо модерн-балет возвращается обратно к классике, либо классика уже готова к любой трансформации. Что ломал хореограф три месяца на репетициях в русских танцовщиках, рассказал нам сам Анжелин Прельжокаж. Мы все же встретились после национальной премьеры сразу же за кулисами крупнейшего зала в Лионе Амфитеатра Сите Интернациональ.
–  Нет, я ничего не хотел ломать, просто две группы индивидуальных артистов смогли обменяться ресурсами.  Когда я выбираю танцовщиков, я не интересуюсь их танцевальным опытом. Мне нужно культурное, талантливое тело, а как они его тренировали – неважно. Я свои вопросы телу задаю через движение. Но, кроме того, я сам хотел вдохновиться от каждого человека индивидуально. Что интересно, апокалипсис – это революционный текст, это бунт. А французы и русские делали революции, и это было их точкой отсчета. Однако апокалипсис – это не катастрофа, но откровение, это прочтение истории. Чтобы понять, когда мы идем в сторону цивилизации, а когда возвращаемся к варварству. И это ощущение я хотел передать в движении и танце.
Этот балет Большой театр уже включил в свой репертуар. Анжелин собирается продолжить работу с классическими танцовщиками, его пригласили поставить спектакли в Мариининском театре. Однако прежде «Апокалипсис» увидят в 60 странах мира, включая Индию, но, к сожалению, минуя Беларусь. Правда, хореограф не отрицает возможности гастролей в нашей стране – было бы приглашение.
Что касается самого спектакля, получилось, что пластический скандал в этот раз хореограф заменил на философию эпического созерцания, и это также стало неожиданным поворотом событий.

Акт с соседями с помощью хождения в народ
Всегда событие становится ближе, если ты сам в нем участвуешь.
В спектакль компании Acte «Место быть» (хореограф Анник Шарлот) профессионалы пригласили обычных горожан. Смысл спектакля – одиночество условностей среди бетонных стен мегаполиса, от которых отлетают настоящие чувства. На этом фоне – несколько историй о любви. Танцовщики исполняли свои партии и даже ради идеи на время стали акробатами. Обычные люди (приглашали всех, кто хотел, разных возрастов) вели свой танец, незаметно сливаясь со зрителями. Действие происходило также максимально приближенно к реальности: сначала возле супермаркета, потом между двух многоэтажек.  Таких спектаклей под открытым небом на биеннале было запланировано несколько, и они вносили элемент приближения и единения с Encore.

  

Так же, как и школа латинских танцев на площади де Терро, где звезда бразильской самбы и бачаты Жомар  и его партнерши на протяжении месяца в определенные дни учили всех желающих зажигательным движениям. Причем бедрам и ягодицам отводилась первая роль, а умению попасть в такт – вторая.  Остальное неважно. Латинский танец привлекал множество участников, оставляя Encore в центре внимания.

 

Отдельная часть фестиваля, немного скрытая от всеобщего обозрения, была посвящена профессионалам. Пригласили хореографов, танцовщиков, представляли новые театры и школы, обсуждали проблемы современной хореографии, составляли примерные планы гастролей на будущее…

…да, еще остались
лионские ткачи

Но и помимо фестиваля в Лионе не будет скучно. Между двух рек, Рона и Сона, есть своя Эйфелевая башня и Нотр дам де Лион. В закоулках старого города можно легко познакомиться с настоящим кутюрье, множество ресторанчиков предложат простую и сытную еду, где много козьего сыра и дешевого розового вина. Еще Лион до сих пор остается шелковой столицей Франции… Правда, теперь шелк и краски сюда привозят из Китая, Индонезии,  но расписывают вручную сами (один метр расписывают около месяца), делают из этого шоу и успешно продают… очень дорого. От прошлого у лионских ткачей (с одним из них запросто познакомились, покупая галстук)  остались традиционные орнаменты, купеческая хватка и каменные коридоры в домах, длинные, как норы, чтобы, когда несешь рулоны шелка из дома в магазин, драгоценный товар не намочить.

Справка «ВГ»
В Encore приняли участие 740 артистов, показали 48 международный компаний.  Бюджет фестиваля 7 243 000 euro.

Фото Ольги ГАВРИЛИК.