Валерий Золотухин: «Не хочу всем нравиться»

Мы встретились с Валерием Золотухиным в гримерной после трехчасового спектакля. Народный артист России приехал в Гродно с антрепризным спектаклем по пьесе Михаила Булгакова «Собачье сердце». В 2011 году звезде театра на Таганке исполнится 70 лет. Накануне юбилея корреспондентка «Вечёрки» узнала, считает ли Валерий Золотухин себя счастливым человеком, почему знаменитый актер не стал писателем и какого чуда артист ожидает в следующем году.

Вы снимаетесь в кино, но СМИ пишут, что у вас дома даже нет телевизора.
– А зачем он? Ведь это такая пустая трата времени. Что касается фильмов, то смотрю их мало, многие киноленты вижу с опозданием. Например, пока ехал в Гродно, посмотрел «Утомленные солнцем» Михалкова. Только недавно увидел нашумевшую ленту «Царь» Павла Лунгина. Меня раньше спрашивали про фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Я не видел его. И даже не смотрел «Двенадцать стульев», где я пою.

Вы говорили, что кто-то вас любит, но также вы можете вызывать и раздражение.
– Раздражать – это нормально и даже естественно. Человек так устроен. Например, кого-то раздражает частое появление моего имени в прессе. А потом, я совершенно не хочу всем нравиться. Если всем нравиться, это значит, что что-то не в порядке.

Чем для вас важно участие в фильмах «Дневной дозор» и «Ночной дозор»? Известно, что роль в них вызвала неоднозначную реакцию у поклонников.
– Я в своей жизни переиграл столько чертей, леших и прочих тварей. Но когда мы были советскими людьми, никто не спрашивал, почему, что, как. Как только мы все стали верующие, то многие начали говорить: «Ведь у него сын священник (старший сын Дмитрий. – «ВГ»). У него пять внуков, он строит церковь и участвует в шабаше вампиров». Ну при чем тут это? «Вий» Гоголя написан вон аж когда. А «Вий» гораздо страшнее всех «Дозоров». Нам в «Дозорах» и не снилось то, что Гоголь вообще отчебучил. Знакомый священник сказал, что в «Дозорах» с помощью художественных приемов очень сильно показана тема раскаяния, возмездия и зла. Это и важно.

В спектакле «Собачье сердце» вы выступаете сразу в двух ипостасях: в роли профессора Преображенского и режиссера-постановщика. Почему режиссер Валерий Золотухин выбрал именно это произведение?
– Дело в том, что режиссером я стал поневоле. Сначала меня просто пригласили играть. Когда я приехал в Полтаву, где репетировался этот спектакль, увидел беспомощность режиссера. Труппа это тоже понимала, и мне предложили взять эту работу на себя.

Вы убедились в правильности своего понимания этой повести?
– Что значит правильного? Каждый режиссер при постановке выбирает для себя основной вектор. Определяет, собственно говоря, в чем заключается фишка, болевая точка. Для меня в первую очередь была важна тема ответственности ученого. Если бы я снова ставил спектакль, назвал бы его «Доктор Борменталь». От безнравственного человека хотят избавиться и снова превращают Шарикова в собаку. Но молодой ассистент профессора понимает, что это не конец. На этом никто не останавливается. Людей будут клонировать. Какие бы вы ни ставили барьеры религиозные и нравственные, любопытный человек все равно будет исследовать. Как ребенок, который разламывает игрушку, чтобы докопаться до механизма. В этом произведении для меня была важна не бытовая часть, не социальная красно-белая линия, а поэтическая сторона. Хотел показать, насколько важна ответственность художника, творца, ученого.

Вы пишете книги. Как оцениваете свое творчество: как увлечение или как профессию?
– В юности была опубликована моя первая повесть. Безусловно, с этого начался новый этап в моей жизни. Тогда главный редактор (журнал «Юность») Борис Полевой и Борис Васильев, автор книги «А зори здесь тихие», уговаривали актерскую профессию бросить. Говорили, что у меня писательский дар. Я тогда несколько лет только писал. Не принимал приглашений играть в кино и театре. Но потом стали забывать. И я себя спросил: «Валера, ты из своей деревни на кой черт поперся в Москву? Чтобы  стать артистом, чтобы играть на сцене. Так играй».

Чем для вас примечателен ушедший год?
– У меня в Барнауле, где я руковожу молодежной театральной труппой, строится новое здание театра. Недавно узнал, что с него сняли строительный занавес, и говорят, что здание, которое находится на центральной площади Барнаула, самое красивое. Я услышал об этом, и у меня закапали слезы. Сейчас нахожусь в состоянии затишья, затаенности, что что-то должно произойти. И поскольку в будущем году я праздную семидесятилетие, то надеюсь, что мы его отметим уже в новом здании. А вообще жизнь актера насыщенная. Счастье – это миг. Спектакль в Гродно тоже был таким мигом счастья. Я сыграл уже достаточное количество спектаклей «Собачье сердце», но в вашем городе был особенный. Актер сам выставляет себе проходной балл, и мне кажется, что публика в конце ответила: «Ты прав, профессор Преображенский».

Накануне вашего юбилея можете сказать, что вы счастливый человек?
– Если вы знаете мою жизнь, то слышали, что у меня средний сын покончил жизнь самоубийством. И если я вам скажу, что я счастливый человек, – это будет ложь. Но и сказать, что я не счастливый человек, тоже будет ложь. Поэтому вы еще раз посмотрите все, что связано с моим именем, и сами определите, какой я…