В вечерней школе трудные подростки потеснили ударников труда

Сегодня вечерняя школа не похожа на романтический образ, созданный советским кинофильмом «Большая перемена». Раньше за партами сидели в основном рабочие. Теперь же большинство учеников – трудные подростки.Здесь дневная и вечерняя смены – это две разные школы: по контингенту и по обстановке в коридорах. Можно сказать, что в вечернюю смену учреждение образования сохраняет свою обычную функцию, и на уроки приходят люди, которые имеют работу и, как правило, семью. На одном из таких побывала и корреспондентка «Вечёрки».

Наши университеты        
…На часах около восьми часов вечера. В классе десять молодых парней и девушек от восемнадцати до тридцати лет, аккуратно выводят в тетради словосочетания. В
11 «Б» урок русского языка. Тема «Чередование гласных внутри корня».
Учитель Ирина Малявская подходит к одному из учеников и радостно восклицает: «Наконец-то запомнил, что слово дрожь пишется с мягким знаком на конце».
На перемене ученики рассказывают о себе. К примеру, 25-летняя Елена школу в свое время не закончила, потому что пошла работать. А теперь хочет получить специальность, а без аттестата сделать это трудно.
Лучшей ученицей в 11 «Б» считается 27-летняя Алеся. Она работает, но хочет поступить в гродненский университет на экономический факультет. Алеся воспитывает десятилетнего сына, учится мальчик в гимназии №5. «Когда прихожу домой, делаю с сыном его домашнее задание, затем готовлюсь к своим урокам», – рассказывает молодая женщина.
В школьном коридоре корреспондентка «Вечёрки» встретила двух многодетных мам, 26-летнюю Марию и 27-летнюю Наталью. Выяснилось, что учились они в музыкальном училище, затем работали операторами и решили воспользоваться декретным отпуском, чтобы закончить школу. «В училище мы не получили законченного среднего образования, ведь изучали только гуманитарные дисциплины, а теперь захотели поступать в университет», – рассказала Мария.
По словам заместителя директора по воспитательной работе вечерней школы №1 Елены Попин, здешние мамы всегда несут дневник на оценку. Молодые женщины объясняют это просто: с мужьями делятся школьными успехами. А вот семейные мужчины просят отметки в дневник не ставить: своих детей ругают за «четверки», а выше этой оценки сами обычно не получают.

Дневной дозор
Тихие коридоры вечерней школы оживают, когда уроки проходят утром и днем. Это время молодых и самых трудных: тех, которые сидели в обычной школе за последними партами, «не потянули» программу или имели проблемы с дисциплиной и законом.
– С каждым годом вечерняя школа молодеет. Сегодня подростков, которые приходят к нам после девяти классов, около 60% от общего количества учащихся. Наполняемость школы увеличивается за счет них, – поясняет заместитель директора по учебной работе Светлана Токть.
Оказывается, учителям вечерней школы часто приходится вылавливать воспитанников на улице и уговаривать идти учиться. Ведь каждый несовершеннолетний согласно закону «Об образовании» должен быть занят.
Правда, есть и исключения. Допустим, в прошлом году в вечернюю школу после девяти классов пришел Алексей: ему пришлось идти работать на стройку, чтобы выплачивать с мамой кредит за квартиру. А вот Тимофей, который обучается третий год, ушел в «вечерку», чтобы не зависеть от родителей. Казалось бы, в семье были созданы все условия для его обычного обучения. Но он решил работать: утром ездит в СПК, вечером идет на уроки. Деньги тратит на музыкальные инструменты и все, что связано с музыкой. «Такие дети уроки не пропускают, заинтересованы в учебе», – поясняет Светлана Токть.
Но так бывает редко:
– В начале года нам очень трудно: у «новичков» из десятых классов проходит адаптационный период. Обычно родители нам помочь не могут: сами не закончили школу или просто не могут повлиять на необузданных чад, – рассказывает Елена Попин.

Приходят хулиганы
Оказалось, что в некоторых классах даже заместитель по учебной работе боится проводить занятия: ребята приходят на уроки без тетрадей и ручек, сквернословят и могут устроить «разборки» друг с другом. «Наша тактика в том, чтобы ни при каких обстоятельствах не проявлять агрессию в отношении учеников и обращаться с ними деликатно. Ведь все мы понимаем, что они уже хлебнули в этой жизни, росли в неблагополучных семьях, многие пережили нервный срыв», – рассказывает Светлана Токть. И к каждому из учеников надо подходить по-разному. Допустим, с семнадцатилетним Максимом, который пришел выпивший на уроки, лучше проводить профилактическую беседу, не повышая голос, ведь на приказной тон он реагирует матом. Его ровесницу Полину заставить пойти на УПК можно только уговорами. «Хотя у девушки уже есть ребенок, педагоги с трудом заставляют ее учиться», – поясняет Светлана Попин.
Оказывается, чтобы бороться с вредными привычками учеников, администрация школы часто вызывает милицейский наряд. «За сквернословие и за появление в нетрезвом виде составляют протоколы. Штрафы обычно останавливают молодых людей», – рассказывает собеседница.
По словам директора вечерней школы №1 Владимира Арабенко, наполняемость вечерних школ за счет подростков наблюдается по всей республике. По этой причине три года назад даже правила обучения в вечерней школе пересмотрели и растянули двухгодичную программу на три года.
– Не в обиду будет сказано коллегам из общеобразовательных школ, но к нам попадают педагогически запущенные дети и пробелы в знаниях у них возникли не в нашей школе. И, к слову, многие из них способны учиться. Это касается тех, кто прослыл хулиганом, кого не поняли учителя. Вы бы видели, как подростки удивляются, когда мы предлагаем им поучаствовать в концерте, ведь им никто раньше такого не предлагал. Вместе с тем ребята забрасывают учебу, видя жизнь вокруг: понимают, что, мотаясь в Польшу с контрабандой, заработаешь больше, чем учитель, – пояснил Владимир Арабенко.  
По словам Светланы Токть, львиная доля сложных подростков к концу обучения берется за ум и даже начинает работать: малярами, автослесарями, официантками и подсобными рабочими. «Мы понимаем, что готовим, как правило, рабочих, но наша задача, чтобы ребята, пока не определятся, были в школьных стенах и не нарушали закон», – поясняет собеседница.

Справка «ВГ»
Сегодня в Гродненской вечерней школе №1 занимается более 600 человек. Еще одно подобное учебное заведение работает в Сморгони, там учится около 50 человек.