Привокзальная площадь

В конце 50-х годов XX столетия район железнодорожного вокзала пребывал в полусонном состоянии, иногда нарушаемом гудками проходившего через Гродно международного пассажирского поезда Ленинград-Кузница. Транспортного движения на площади и прилегающих улицах практически не было. Редкие автомобили да гужевые повозки лишь иногда с грохотом проезжали по булыжным улицам.

Вид от магазина «Спутник». В центре находится казарма. 1963 год.

Остатки «Роскоши»
Здание под номером 49 состояло из нескольких зданий и сооружений, находившихся на углу улиц Ожешко и Буденного и носивших домовой №49 и 49/1. Один из них был жилым домом на 5 квартир, в одной из которых проживала семья Михася Василька, переселившаяся из Скиделя. А всего на этой территории было
5 построек. Когда-то здесь находилась корчма «Роскошь», построенная еще в 70-е годы XVIII века по проекту И. Мёзера. Корчма состояла из трех одноэтажных кирпичных прямоугольных зданий, которые примыкали углами друг к другу, образуя открытый к улице двор. В центральной части располагалась гостиница, а в боковых – конюшни. В таком виде все сооружения корчмы благополучно дожили до середины XX в. В пристроенном к одной из конюшен кирпичном одноэтажном здании оборудовали 5 квартир.
В послевоенные годы все сооружения корчмы использовались под производственные и торгово-складские нужды. Здесь в разные годы находились: свечной завод, транспортная контора горкомхоза, торгово-закупочная база ДорУРСа Белостокской железной дороги, механические мастерские Гродненского спиртотреста. Здесь же находились конюшни транспортной конторы горбыткомбината и кузница.
За поворотом к вокзалу по четной стороне на углу улиц Ожешко и  Тимирязева на месте нынешнего павильона «Интакс» по продаже автобусных билетов, находилось небольшое одноэтажное деревянное здание – парикмахерская горбыткомбината.
Работал в парикмахерской старый опытный мастер – Исаак Григорьевич  Майерович, знакомый горожанам еще с «польского часа». 12-летним мальчуганом отец определил его учеником к известному парикмахеру. Когда началась Вторая мировая война, Исаак стал солдатом Войска Польского, затем был лагерь смерти Маутхаузен… После освобождения вернулся в Гродно, чтобы вновь взять в руки бритву и ножницы. Популярный в городе парикмахер с внешностью театрального актера работал легко и просто, словно играл любимую роль на сцене. К слову, постоянным клиентом И. Майеровича был Василь Быков.

Старое здание вокзала было компактным и уютным
Совершим небольшую экскурсию на Привокзальную площадь Гродно конца 50-х – начала 60-х годов и подойдем к зданию вокзала. Старое здание вокзала было компактным и уютным. Толстые кирпичные стены сохраняли тепло зимой и прохладу летом. Центральная часть вокзала была двухэтажной. На первом этаже размещались билетные кассы, дежурный помощник начальника вокзала и киоск «Союзпечать». На втором этаже располагалась администрация вокзала, отделение всесоюзного агентства «Интурист» и комнаты отдыха пассажиров. В 60-е годы гродненский «Интурист» возглавлял Алексей Карпюк. Левая и правая симметричные части вокзала были одноэтажными. Высокие, около пяти-шести метров потолки поддерживали чугунные литые колонны, художественно и со вкусом оформленные мастерами, изготовившими их еще в XIX в. Левую часть вокзала занимал зал ожидания транзитных пассажиров и  буфет. С конца семидесятых годов и до апреля 1986 г. в нем  находились службы Гродненской таможни и досмотровый зал. В правом крыле был ресторан и парикмахерская. Ресторан славился своей отменной кухней и пользовался  большой популярностью у гродненцев и гостей города.

Где снимался «Миколка-паровоз»
Выйдя из ресторана, попадаем на площадь. По правую руку от нас стояли  два двухэтажных здания. То, которое одним из фасадов выходило на перрон, занимала таможня и контрольно-пропускной пункт погранвойск. В другом здании – на углу площади и ул. Буденного – размещалась почтовая служба. Далее  по ул. Буденного была железнодорожная баня.
На противоположной стороне площади находилось здание багажного отделения, пристроенное к ресторану, рядом с ним на углу стояло другое двухэтажное здание, также принадлежавшее железнодорожному ведомству. Между ними и пакгаузом, сохранившимся до сегодняшнего дня (здесь проходили съемки художественного фильма «Миколка-паровоз»), находился клуб железнодорожников. На месте клуба сейчас находится здание почты.
На месте дома №42 по ул.Ожешко, который был построен в середине 70-х годов, с магазином «Спорттовары», аптекой, парикмахерской и банком, находилась малоэтажная застройка, протекала речка Городничанка, и за ней была разбита спортивная площадка средней школа №2. Детвора из окрестных домов и школьники летом играли на ней в футбол и баскетбол, а зимой замерзшее зеркало речушки, шириной метров десять, заменяло им хоккейную площадку. Для маленьких детей склон Городничанки служил горкой, по которой они  скатывались на санках, а школьники младших классов не прочь были прокатиться на портфелях.

Между старым и новым
Очередным этапом реконструкции площади, стала реконструкция самого вокзала. В июне 1965 г. исполком принимает решение о реконструкции железнодорожного вокзала без его сноса. Но до дела не дошло, и 16 декабря 1970 г. принимается кардинальное решение в судьбе старейшего железнодорожного вокзала на территории Беларуси.
«Разрешить Барановичскому отделению Белорусской железной дороги разработать проектно-сметную документацию на строительство нового железнодорожного вокзала на станции Гродно со сносом существующего здания вокзала, как устаревшего, не соответствующего современным требованиям обслуживания пассажиров и иностранных туристов».
На проектирование и различные согласования ушло несколько лет. Тем временем освободилось здание казармы по Буденного, 70. В 1972 г. горисполком принимает первое решение  о реконструкции казармы под больницу скорой помощи.  Затем последовали решения о передаче здания горпищеторгу, облдрамтеатру (под мастерские), заводу «Эталон». В конечном итоге в феврале 1976 г. горисполком принимает решение о передаче помещений бывшей казармы заводу «Автомагнитола».
В ходе благоустройства Привокзальной площади в 1986 г.  казармы были разрушены. А ведь так же, как и старый вокзал, после проведенной реставрации, оба эти здания могли бы стать истинным украшением Привокзальной площади нашего города.
По первоначальным замыслам новый вокзал предполагалось построить к началу Московской Олимпиады-80. Но строительство началось в 1979 году, и об открытии к Олимпиаде речи уже не шло. Первыми пали разрушенные здания таможни и почты. Резво начавшаяся стройка оказалась вскоре в какой-то степени замороженной. Затем работы продолжились, и в феврале 1982 г. началась реконструкция Привокзальной площади.
В 1986 г. старый вокзал несмотря на протесты общественности города все же был снесен. Весной того же года открылся новый вокзал. Как показало время, решение о сносе старейшего в стране вокзала оказалось поспешным, непродуманным, противоречащим всякой логике. В результате город лишился не только памятника архитектуры, но и прекрасного помещения для организации картинной галереи, которой нет в таком крупном культурном центре, как Гродно. Вполне мог бы там разместиться и достойный нашего города выставочный зал либо музей. Да и по своему прямому назначению, в результате грамотного архитектурного решения, в комплексе с пристройкой нового вокзального помещения он еще долго мог бы послужить городу.
А Привокзальная площадь в результате непоследовательных действий чиновников и архитекторов, отсутствия единой концепции ее реконструкции за последние 50 лет превратилась в нагромождение разноплановых, не связанных общим архитектурным решением зданий, большинство из которых сегодня находятся в весьма убогом состоянии.

Фото из архива В. Саяпина, К. Федоровича, А. Ершова, интернет-ресурса old.grodno.net