Театральный сезон открыли спектаклем про душевнобольных

На премьере спектакля «Полет над гнездом кукушки», состоявшейся на прошлых выходных в Гродненском областном драматическом театре, зрители смеялись, а кто-то даже и плакал. Такую сильную эмоциональную реакцию вызвала постановка по мотивам знаменитого романа Кена Кизи.

Для инсценировки режиссер Геннадий Мушперт выбрал одноименную пьесу американского драматурга Дэйла Вассермана. Именно его сценарий использовали при создании культовой киноверсии романа. В предвкушении долгожданного культурного экстаза увидеть спектакль «Полет над гнездом кукушки» пришли более 700 человек. Занавес открылся, темнота и…
…Бац! Роман о бунтаре, переведенном в психушку из тюрьмы и вступившем в смертельную схватку со старшей медсестрой, написанный Кеном Кизи  в 1962 году, поколение хиппи восприняло как откровение. Когда Милош Форман в 1975 году снял фильм с Джеком Николсоном в роли свободолюбивого Макмерфи, картина стала личным событием для миллионов жителей соцстран, увидевших в ней протест против тоталитаризма. Но в сегодняшнем Гродно знаменитая история прозвучала как-то приглушенно.
Создалось впечатление, что вместо драмы, которую сегодня можно смело реанимировать и читать заново, получился старый добрый ситком. Во время просмотра в голове неизбежно возникали аналогии с известной кинопостановкой Милоша Формана (этим фильмом, кстати, не был доволен сам Кизи). Хотя сравнивать премьеру гродненского театра с культовым произведением 60-х годов прошлого века, наверное, и не стоит. Полностью копировать киноленту Геннадий Мушперт, по его словам, и не пытался. Например, в постановке вместо оригинального саундтрека использовали альтернативные музыкальные композиции, не было и знаменитой сцены на рыбалке.
– Лично я даже не пересматривал фильм перед началом работы над своей ролью, – сказал актер Гродненского театра юмора «Канкан» Сергей Венскович. Артиста специально пригласили сыграть в спектакле молчаливого индейца по кличке Вождь. Но, по словам Сергея Венсковича, роль только на первый взгляд кажется простой.
На фоне серьезной подготовки перед премьерой ожидалось, что актеры поведут за собой, но соблазн порадовать публику одержал верх. Зрители чувствовали себя словно на джазовом концерте, причем уже во время джема и после каждой сольной реплики звучали восторженные аплодисменты. Сосредоточиться и вникнуть во внутреннюю трагедию каждого из героев оказалось сложно. Не чувствовалось острого конфликта между главными героями, Рэндлом Макмерфи (заслуженный артист Республики Беларусь Александр Шелкоплясов) и старшей сестрой Милдред Рэтчед (актриса Светлана Литвинёнок). Противостояние персонажей на сцене было сглажено, а финал лишился серьезной доли остроты и социального конфликта.
Тем не менее зрители после финальной сцены Гродненского театра аплодировали стоя. Безусловно, получился ладный спектакль, который может стать чуть ли не самым главным культурным событием этого сезона. Публику тронули реальные моменты из настоящей жизни психиатрической больницы и натуральные проблемы ее обитателей. Новый спектакль еще отшлифуют и обыграют, изложение истории перейдет из режима скороговорки в полноценную развязку.
Занавес закрылся, темнота и…