Леонид Хоботов о вечных ценностях

В галерее «Крыга» прошла выставка  работ Леонида Хоботова. Он – один из самых известных белорусских художников в Европе. Принимал участие в многочисленных выставках в Германии, Франции, Италии, Испании, Австрии, Голландии, Литве, Польше, России и Беларуси. Являлся соавтором проекта «Немига -17», который был представлен в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Представлял Беларусь на  Венецианском биеннале в 2005 году.

Леонид Хоботов впервые демонстрировал свои работы в Гродно. Сейчас в Беларуси с его творчеством можно ознакомиться только в галереях столицы. Поэтому мы не могли упустить возможности побеседовать с таким редким гостем, интересным собеседником и художником с мировым именем.

— Вы были первым белорусским художником, приглашенным к участию в Венецианском биеннале?
— Не совсем так. Первым был Марк Шагал в 1937 году. В 2005 году я и еще несколько белорусских художников, в том числе и живущих заграницей, были приглашены в Италию, чтобы представить белорусское искусство на биеннале. И это наше большое достижение, потому что в Венецию приглашаются лучшие.

— Как относятся к белорусскому искусству на Западе? В каком направлении оно движется – это подражательство или самобытность?
— Западу интересно все, что еще может быть радикальным в искусстве. А радикальное в нашем искусстве присутствует и достаточно широко будет представлено на ближайшем триеннале в Вильнюсе. Там и увидим реакцию Запада. Что касается направления, то прямого подражательства Западу нет, есть, скорее, его влияние на постановочную часть. И это нормально. Самобытности от страны никто не ждет, так как мы на нее не претендуем и не закладываем фундамент под национальную художественную школу. Существует  уже сложившееся мировое художественное пространство:  в нем нам и жить.

— Художник, получивший образование в Беларуси, но живущий и работающий на Западе – это белорусский художник?
— Да. И для  Беларуси, и для художника. Так как ментальность и приобретенные комплексы идут следом, определяя его работу.

— Где тяжелее завоевать любовь и признание? Какой зритель более привередлив и взыскателен: белорусский или зарубежный?
— Смотря что принимать за точку отсчета. С одной стороны, это зависит от того, о каком зрителе идет речь. Например, любовь и признание прохожих – это одно.  Все решается на месте: 20 минут, 20 евро и портрет готов. Бумага, карандаш, подпись, 2010 год. Если же говорить о «галерейном» искусстве, то и требования, и критерии другие. И, как следствие, другое качество любви и признания.
С другой стороны, все зависит от заданного масштаба.  В масштабе Беларуси (небольшого и самостоятельного государства) признание – это одно, в европейском или мировом масштабе – другое. В любом случае, его нужно добиваться, о себе нужно заявлять и знать себе цену. Естественно, много работать.
Если говорить о взыскательности, то западный  зритель более взыскателен, поскольку более подготовлен, он уже потенциальный покупатель, он уверен в себе и берет на себя ответственность  за приобретенное произведение.

— Готовы ли в нашей стране покупать искусство?
— Нашему зрителю  еще сложно определиться  и тем более  решиться  заплатить объективную цену за картину.  Западная аудитория  имеет  опыт поколений в восприятии современного искусства.  Покупать искусство – это неотъемлемая часть европейской культуры. Белорусский же зритель только начинает входить во вкус, присматриваться к нему.

— Искусство – не для всех?
— Истинное искусство никогда не было для всех. И никогда не заботилось о том, чтобы быть популярным. В своем творчестве художник реализует себя, самовыражается. И если его представление о мире совпадает с системой ценностей и пониманием прекрасного у зрителя, значит, он нашел свою аудиторию и состоялся.

— Есть ли у живописи будущее? Кажется ведь, что все уже было:  примитивизм, реализм, абстракционизм и так далее. Что дальше?
Очевидно, общее стремление  к  усложнению  образной системы. Все пути ведут к элитарной, духовно обогащенной, чувственной  форме.  Искусство становится более утонченным и «интеллигентным». И ведущее  место в этом мировом процессе уготовлено  ЖИВОПИСИ, поскольку духовный потенциал ее огромен, а ценность — вечна.

Справка

Родился в 1950г. в городе Речица Гомельской области. В 1981 окончил Белорусский театрально-художественный институт. Произведения художника находятся в собраниях Государственного художественного музея Республики Беларусь, Государственной Третьяковской галерее, Министерства культуры Республики Беларусь и Российской Федерации, фондах Белорусского Союза художников, Музее изобразительного искусства (Сабадель, Испания), а также частных коллекциях Беларуси, России, Франции, Испании, Канаде, Израиля, Германии, США.