Понедельник, 19 октября
  • Погода в Гродно
  • 4
  • EUR3,0118
  • USD2,5729
  • RUB (100)3,2977
TOP

История Привокзальной площади

Площадь, о которой мы будем вести речь, за свои почти полтора столетия претерпела существенные изменения. С открытием железнодорожной линии «Санкт-Петербург – Варшава» был построен в 1868 г. в Гродно вокзал, который все долгие годы своего существования был неотъемлемой частью городского пейзажа.

Дворец на вокзале
После строительства вокзала сформировалась привокзальная площадь, которая в виде прямоугольника, мощенного булыжником, прилегала к зданию вокзала. Композиционным центром площади была круглая клумба, по периметру которой росли деревья. Здание вокзала представляло собой двухэтажную постройку в виде дворца, который соединялся галереями с двумя флигелями.
В годы Первой мировой войны здание вокзала пострадало, равно как и Привокзальная площадь. В 20-е годы прошлого столетия вокзал и площадь привели в порядок, но они вновь пострадали во Вторую мировую войну.
Одним из первых восстановленных после войны в Гродно зданий оказался железнодорожный вокзал. Уже в 1945г. он принял первых пассажиров: «5 декабря открывается новый, хорошо оборудованный вокзал станции Гродно. При вокзале имеются комнаты отдыха, матери и ребенка, офицерская, правительственная, ресторан, зал ожидания, парикмахерская и другие. Все комнаты меблированы мягкой мебелью, устланы коврами, на стенах – зеркала, портреты и картины. Красиво оформлен зал ожидания. Стены его украшены портретами вождей и членов правительства, лозунгами, плакатами. В каждом простенке на красивых тумбочках стоят цветы, на видном месте – красивая витрина для центральных газет».

Ленин и Сталин беседовали на садовой скамейке
Благоустроена была и Привокзальная площадь, на клумбе высадили новые деревья, а рядом со зданием вокзала была установлена гипсовая скульптура Ленина и Сталина, беседующих на садовой скамейке. Скульптура вскоре была перенесена в городской парк, а в центре клумбы установили памятник «вождю всех народов».
В 1948 г. была проведена реконструкция вокзала. В результате над галереями появился второй этаж, центральное двухэтажное здание приобрело балкон, а справа была сделана двухэтажная пристройка, в которой разместились службы вокзала и багажное отделение. В таком виде Привокзальная площадь и вокзал сохранились в памяти старожилов города.

Захолустный уголок
Привокзальная площадь середины 50-х годов являла собой довольно-таки захолустный уголок тихого провинциального города. Узкие, мощенные булыжником улицы, малоэтажная застройка, дома, давно не видевшие ремонта, покосившиеся заборы и обилие пивнушек в районе площади и прилегающих к ней улиц. В вечернее время район освещался недостаточно. Протекавшая вблизи речка Городничанка являлась местом сброса всевозможных нечистот с окружающих предприятий, учреждений и домов. Не зря в народе она получила название, которое за ней прочно закрепилось на долгие годы – Вонючка. Вот выдержки из одного любопытного документа под названием «О дополнительных мероприятиях по благоустройству города» от 1 июня 1951 года:
«Обязать директоров и руководителей учреждений к 1 ноября 1951 года: отделению Брест-Литовской железной дороги и воинским частям 5266 и 31792 построить канализационную линию с присоединением к городской линии дома по улице Ожешко №43, после чего запретить спуск фекальных масс в верховьях р. Городничанки; электростанции присоединить к городской канализации здания, расположенные на территории электростанции, запретив спуск фекальных и душевых вод в р. Городничанку».

Как спасали Городничанку
Несмотря на суровое предупреждение горисполкома, проблема стоков не была решена ни в том году, ни в последующие годы и десятилетия. Лишь после того, как была построена канализационная сеть, прекратились промышленные стоки с заводов «Автоагрегатов» (находился на углу улиц 17-го Сентября и Тимирязева) и «Торгмаш», речка постепенно начала самоочищаться, в ней появились водоросли и мелкая рыбешка. Но ее второе название из народной памяти пока не исчезло.
Когда в начале 1957 г. было принято решение об открытии через Гродно международного транзитного железнодорожного движения, власти города озаботились тем, как подправить «лицо города» – Привокзальную площадь. В апреле 1957 г. горисполкомом было принято решение о благоустройстве площади и прилегающих к ней улиц. Были снесены ветхие строения, покрашены заборы и побелены фасады домов.

Самое читаемое

Разное