На маленьком плоту…

Муж и жена плыли по Неману почти две недели

Жители Берёзовки провели отпуск на самодельном плоту. Плыли по Неману двенадцать дней. Еду готовили на мангале, спали на кровати в центре сруба и слушали радио на батарейках. Во вторник, 24 августа, путешественники причалили к берегу в Гродно по улице Левонабережной. Там их ждал корреспондент «Вечёрки».
…Маленький плотик, который приближался к берегу, напоминал красочную цыганскую кибитку. Над палубой развевались разноцветные флаги, в том числе Конфедерации и… Лидского пива. Судно швартуется: Витольд Ашурок уверенно затягивает веревку от плота на ближайшей коряге. Капитан приглашает посидеть в шезлонге здесь же, на плоту. Супруга Ольга, она же «штурман», любезно делает кофе, нагревая чайник на дровах в мангале.

Женщина с веслом
Путешествие по маршруту Берёзовка-Августовский канал Витольд совершает каждый год. Правда, на этот раз с ним согласилась поплыть жена Ольга. «Мы уже прошли около трехсот километров. За это время похудела на несколько килограммов, несмотря на то что почти всегда гребет Витя, от меня требуется только иногда помогать. Вначале с трудом поднимала весло», – делится впечатлениями собеседница.
«Каждый год требуется новое судно», – говорит Витольд. Плот для супруги сделал своими руками за неделю. Глава семьи по профессии плотник, сооружал все «на глаз». Под дно из деревянных досок прикрепили мешки с пластиковыми бутылками. Старались сделать плот как можно симпатичнее, ведь на нем заходить в города и поселки. Палуба получилась двадцать квадратных метров. На носу поставили столик, шезлонги и мангал. В центре укрепили домик-каюту из брусьев. Стены обтянули разноцветной тканью.
…Мы проходим в апартаменты путешественников. Из обстановки – кровать, зеркало, музыкальный центр и прибитые полки, на которых стоит косметика. Крыша каюты служит верхней палубой, на нее можно подняться по лестнице. «Там мы спали, когда было жарко», – поясняет капитан.

Подводные камни
Из-за погоды шли обычно ночью, днем – загорали или гуляли. Собеседник отметил, что в этом году идеальные условия для сплава – Неман полноводен, плот только один раз сел на мель.
При удачных обстоятельствах за час можно пройти десять километров. Виталий уверяет, что мог бы плыть и без остановок, но скорость судна зависит от направления ветра. Так, три дня пришлось простоять около Мостов: ждали попутного ветра. «По свободному руслу можно двигаться, беспечно отдыхая. За весло беремся, когда на горизонте появляются острова: их надо обходить. Кстати, каждый год проходишь маршрут по-новому – специфика Немана в том, что он то мельчает, то наводняется. Поэтому не знаешь, где натолкнешься на камни или на поваленные деревья, залегшие на дно», – говорит Витольд.
Ольга рассказала, что хоть и не умеет плавать, жизнь на плоту ей нравится. Особенно интересно заходить в разные местечки. В Лунно впечатлил панский двор и костел, в деревне Дубно – аккуратные огородики и чистота улиц, а в деревне Дубравы – живописные пейзажи из дубовых рощ.
Кстати, в поселках путешественники покупали лук, яблоки, в сельских магазинах заряжали мобильные телефоны. В Ганцевичах и Солах набирали родниковую воду. Провианта, который взяли с собой, хватило с лихвой: тушенка, картошка, макароны, огурцы и помидоры. В магазинах покупали сладости. «В Мостах запаслись салом, чтобы сделать кулеш на костре», – рассказывает Ольга.

Встреча с ночным рыбаком
Кроме пейзажей, путешественники, проплывая, изучают прибрежные территории. За это время даже рыбаков научились распознавать: деревенские обычно ловят запрещенным способом «на паука», городские – «рабы холодильника», как выражается Витольд, хоть закон не нарушают, но ставят по десять удочек за раз. Они рассказали, что на Немане видели лебедей, уток, аистов. «Очень много бобров. Пока мы не привыкли, они нас очень пугали – идешь ночью, а они плюхаются в воде…» – вспоминает капитан.
Впрочем, в дороге не было особых происшествий, не считая того, что однажды ночью судно наткнулось на рыбака. А рядом с гидроэлектростанцией чуть не попало в круговорот. «Мы не ожидали, что так быстро устроят водный спуск для станции. Течение реки подхватило наш плот, как яичную скорлупу, была вероятность, что попадем в заболоть, откуда судну выйти сложно», – говорят супруги.
Между делом интересуюсь у капитана, почему у него такое большое количество наколок. Оказывается, житель Берёзовки подрабатывает мастером тату. Жена Ольга показывает произведение мужа у себя на руке – орхидею. «Просто очень люблю цветы. Дома у меня финики, апельсины, мандарины и авокадо. Красиво растут лианы, хвои и эпипренум», – делится своей домашней гордостью Ольга.
Она, к слову, домохозяйка. Держит вместе с родителями большой огород и хозяйство. Витольд и Ольга живут в многоэтажке. Витольд рассказал, что в оставшуюся часть отпуска будет делать ремонт в зале.
Как выяснилось, первый свой плот Витольд сделал в семнадцать лет с одноклассниками. Основой стали автомобильные покрышки. Плыли тогда на нем школьники четыре дня до Мостов.
На следующий год капитан планирует найти команду, чтобы соорудить судно, похожее на драккар, на котором ходили викинги. Большой проект он уже делал – четыре года назад построил необычную лодку. «Внешне она немного напоминала судно норвежца Тура Хейердала. Я прочитал, что путешественник пересек на нем Атлантический океан в 1970 году. Держался плот не на пластиковых бутылках, а на конических баках. Наша команда состояла из восьми человек, площади было настолько много, что на носу палубы уместился диван», – говорит Витольд.
…Надо дать передохнуть путешественникам, ведь впереди у них еще два дня пути. Затем семья вызовет грузотакси и отвезет плавающий домик в Берёзовку. Спрыгиваю с плота на берег, а мои собеседники продолжают пить кофе, беззаботно покачиваясь на водной глади.