Рельсы уводят в прошлое

«По железке» нас отправят в XIX векК 2012 году в Гродно планируют построить музей железнодорожного транспорта.

Музейный комплекс создадут на базе старого паровозного депо на станции Гродно. Сейчас это жилое здание. Его планируют отреставрировать, а жильцов к октябрю этого года переселить. Во дворике депо построят перрон в стиле XIX века. Отсюда отправят ретро-поезд, который доставит пассажиров на станцию Поречье и обратно в Гродно.
Согласно архивным документам, рассказывает историк архитектуры Игорь Трусов, первая в Беларуси ветка железной дороги была построена в Гродненском регионе в 1862 году. Взять билет можно было по направлениям до Варшавы и Санкт-Петербурга. Музей первой железной дороги на территории нашей страны готовят к открытию в 2012 году, к празднованию 150-летия образования Белорусской железной дороги. Юбилей собираются отметить в Варшаве, Минске и Гродно. И, возможно, даже в Санкт-Петербурге.
– В связи с праздником, в Гродно готовится масштабный культурный проект, и сейчас важно
обосновать передачу здания старого депо, принадлежавшего раньше гродненскому вокзалу, под музей железной дороги, – говорит Игорь Трусов. – На поиск подтверждающих документов в железнодорожных архивах ушло больше месяца. А основные материалы как по зданию депо, так и по гродненскому участку железной дороги находятся в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге.
Сегодня здание старого паровозного депо имеет три этажа.
– На первом этаже планируется разместить постоянно действующую экспозицию музея, – рассказывает начальник железнодорожного вокзала станции Гродно Александр Соколовский. – На втором – vip-зал для проведения конференций и заседаний. Может, получится выделить место для комнат отдыха, в интерьере которых воссоздадут атмосферу конца XIX – начала XX века. Здесь можно будет остановиться и переночевать.
По задумке, на территории музейного железнодорожного комплекса соорудят рабочее место дежурного по станции и начальника станции в стиле 1862 года. В планах – восстановить рельефный макет железной дороги Санкт-Петербург–Варшава. Кроме того, в музейную экспозицию войдут старая железнодорожная техника и фотографии. Семафоры, фонари, железнодорожный колокол, железнодорожные мундиры – все это смогут увидеть посетители музея.
Но авторы проекта не хотели бы останавливаться только на стационарных экспонатах. По словам Игоря Трусова, рассматривается возможность восстановить железнодорожную ветку Гродно-Озеры на участке Житомля-Озеры и железнодорожную ветку Гродно-Августов (до Августовского канала). Кроме того, планируют запустить ретро-поезд, который будет курсировать между Гродно и Поречье. Ожидается, что паровоз также будет доставлять в места отдыха и санатории области. По словам Игоря Трусова, неплохо было бы продлить его путь до Друскининкая.
Ретро-поезд будет состоять из четырех вагонов первого, второго и третьего классов. Как сообщили в пресс-центре Белорусской железной дороги, во время следования поезда из Гродно в Поречье пассажирам расскажут об истории БЖД и  об архитектурных достопримечательностях Гродненской области. По словам Александра Соколовского, сами вагоны поезда, скорее всего, будут новыми, а внутри их стилизуют под старину в зависимости от класса.  
По маршруту ретро-поезда планируется отреставрировать и отстроить заново железнодорожную инфраструктуру конца XIX – начала XX века: от станций и водокачек до фонарных столбов и колокола на платформах. Весь обслуживающий персонал будет одет в форму старого образца. На станции Поречье построят амфитеатр для выступления оркестра, детскую площадку, пункты питания, сувенирные магазины. Остановка продлится несколько часов. Потом ретро-поезд доставит туристов обратно в Гродно.
– Сейчас сложно сказать, сколько будет стоить билет на такой поезд, – говорит Александр Соколовский. – Сегодня до станции Поречье можно проехать за 1 630 рублей. Возможность отправиться на ретро-поезде может обойтись в несколько раз дороже.
По словам Игоря Трусова, сегодня для строительства музейного железнодорожного комплекса нужно искать необходимые средства. Будут ли поддерживать интересный туристический проект городские и областные власти, пока неизвестно.
– Теоретически музей может войти в новую городскую программу «Спадчына», которая будет утверждаться осенью этого года. Но сама тема юбилея первой железной дороги в Беларуси выходит за рамки компетенции горисполкома, и было бы неплохо, если бы к этому вопросу подключился Гродненский областной исполнительный комитет, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы и гродненские музеи, – считает историк Игорь Трусов.

Кстати
– Мы просим горожан, по возможности, принести все, что связано с историей железной дороги, и помочь уже сегодня с поиском экспонатов для будущей музейной экспозиции, – говорит художник гродненского железнодорожного вокзала Елена Климова. – Это могут быть, например, часы, фонари, пуговицы от старого железнодорожного мундира, удостоверения, фотографии, кокарда от шапки, карты, документы, старый билет. Любая железнодорожная утварь.  
Справки по телефону: 73-48-50, 73-42-53.