Заточение…

Колясочники не могут выехать из домаИнвалиды ждут родственников и соседей29-летняя Оксана Якуцевич, бывшая медсестра, шесть лет назад неудачно поскользнулась и сломала позвоночник. Теперь милая, активная  девушка заточена в квартире: выехать на улицу не может, хотя пандус в ее доме оборудовали. Матери Оксаны трудно тянуть коляску под крутым углом откидного моста, который установили на лестнице, соединяющий первый этаж с входом в подъезд. В семье ждут приезда родственников, спуститься Оксана может только с их помощью.

Крутой пандус в подъезде по улице Гагарина не в состоянии преодолеть самостоятельно даже профессиональная спортсменка Наталья Шавель. Пловчиху, участницу параолимпийских игр, не спасают натренированные руки. Девушка попала в аварию несколько лет назад, добилась установки специального съезда только в этом году, но ей он жизнь не облегчил:
– Когда возвращаюсь с тренировки или из университета, а дома мужа нет, жду у подъезда соседей… Зимой было трудно: приходилось стоять на улице при 25 градусах мороза, – рассказала Наталья.
С подобной проблемой в редакцию «Вечёрки» обратился военный пенсионер Владимир Ковалев, проживающий в многоэтажке по переулку Пороховому. Четыре года боролся за пандус, который нужен для жены, в итоге добился, но пандус оказался непригодным: «Закатить коляску с женой в подъезд не могу. Почему откидной деревянный пандус, ведущий на первый этаж к лифту, нельзя было сделать длиннее?» – вопрошает читатель.

Лестница в небо
За установку пандусов в подъездах жилых домов отвечают работники ЖЭСов. Они утверждают – все делают правильно.
– Пандус на пригласительном марше устанавливается в соответствии с уклоном лестницы, продлить его нельзя: без опоры на ступеньки деревянный мост проломится. Когда он не используется, закрепляется на стену подъезда: если сделать длиннее, будет торчать и мешать ходить остальным людям, – пояснила ведущий инженер ЖЭСа №6 Людмила Конюшок.
По словам начальника проектного бюро ОАО «Гродножилстрой» Чеслава Малеца, сделать нормальные пандусы в крупнопанельных домах практически невозможно. Лестницы, которые ведут к лифту на первом этаже, слишком высокие: установленные съезды не могут соответствовать нормам. Если есть адаптированные входы, то сделаны они по собственной инициативе колясочников. В одной квартире пандус пристроили к балкону, в другой приспособили самодельный мини-подъемник на пригласительном марше.
Сделать комфортным уличный пандус у входа в подъезд тоже трудно. «На одну ступеньку высотой десять сантиметров прибавляется длина пандуса равная где-то полуметру. Но подъезды расположены, как правило, у проезжей части, и, если делать по нормативам, они заканчивались бы на дороге», – рассказал Чеслав Малец.
Вместе с тем дома «без барьеров» строить так и не начали. Сроки запуска новой линии крупнопанельных домов, которая утверждена Совмином, откладывались с 2009 года. Появятся такие дома только к 2011 году. «Запуск новой линии панелей – долгий процесс на производстве», – объяснил Чеслав Малец. В таких домах предусмотрен большой лифт. Лестницу, которая ведет от входа в подъезд к лифту, ликвидируют. Больше пространства будет и внутри квартиры: ширина коридоров увеличится до 1,2 метра.

Бесплатная помощь нам не нужна
Но как же быть инвалидам, проживающим в старых домах, где пандусы никак не вписываются? Альтернативный и бесплатный вариант предлагает   председатель Волковысского общественного объединения «Память» Виктор Клёпс. Но его в областном центре слушать не хотят.
– Мы получаем в рамках гуманитарной программы специальные коляски, которые можно передвигать по лестнице с помощью специального крепления. Предлагали их гродненским социальным службам, но они отказались, – пояснил Виктор Клёпс.
Оказалось, что специальные коляски отправляются инвалидам всех областей и городов, кроме Гродно.
Другой вариант доводит до городских властей председатель Гродненской организации инвалид-колясочник Сергей Фещенко. Он уверен, что проблему можно решить только с помощью электроподъемников. Но и здесь непонимание. В комитете по труду, занятости и социальной защите Гродненского облисполкома пояснили, что подъемник стоит шесть миллионов рублей, такие расходы программой не предусмотрены. Однако Сергей Фещенко нашел чертежи, по которым выпускают электрические пандусы в Украине. Они обойдутся в четыре раза дешевле: гродненский завод токарных патронов берется делать устройство за полтора миллиона рублей.  Однако и здесь тупик – в плане по безбарьерной среде исключается финансирование электрического оборудования. «Но это же лучше, чем тратить миллиард на бесполезные пандусы!» – сокрушается собеседник.
Он все же надеется, что чиновники услышат предложения. Теперь как раз формируется очередная программа на 2011-2015 годы и… с очередным финансированием. Ну а пока Оксана Якуцевич и Наталья Шавель вынуждены ждать у подъездов родственников и соседей…