Тариф подкрался незаметно

Маршрутка становится элитным транспортомПоездка в Минск теперь влетает в копеечку – междугородные поездки подорожали. За билет до Минска на вечерний рейс придется выложить до 50 тысяч рублей.

– В воскресенье приехала на маршрутке в столицу из Гродно за 30 тысяч, – рассказывает Юлия. – За обратный билет в кассе минского автовокзала с меня взяли уже 50 780 рублей. Спрашиваю у водителя: «Что случилось, неужели маршрутка стала «золотой», такие деньги приходится платить?» Он сам удивился, говорит, не знал о подорожании.
В бусике было около десятка пассажиров, все возмущались такой дороговизной. За билет пришлось выложить на 7 тысяч больше, чем раньше. К тому же в машине не было элементарных удобств, кондиционера, сиденья некомфортные. Как оказалось, цены на билеты в столицу разные, от 30 до 51 тысячи рублей. Самые дешевые продают на рейсы в середине дня – их всего 4 из 40 ежедневных отправлений в Минск. Стоимость проезда зависит от перевозчика: каждый устанавливает свою цену. На автовокзале пока не стали комментировать последний скачок в стоимости билета. Но сообщили, что с 22 июля действует Постановление Министерства экономики Республики Беларусь №114 «О тарифах на междугородные автомобильные перевозки пассажиров, багажа и (или) ручной клади в регулярном сообщении». Минэкономики установило предельную планку тарифов.
Но это не означает, что все перевозчики сразу взвинтят стоимость проезда под самый «потолок». Начальник отдела пассажирских перевозок ОАО «Гроднооблавтотранс» Андрей Анцулевич сообщил, что названное постановление не обязывает повышать цены. «У нас работает около 25 государственных перевозчиков и столько же частных, – сообщает он. – Повышены предельные тарифы, на деле же цена билетов осталась в компетенции тех фирм, которые осуществляют перевозки». Так оно и происходит.
Например, фирма «Интакс» с начала года удерживает старые цены. Генеральный директор СП «Интакс» Константин Федорович говорит: «Последние события означают, что политика ценообразования либерализована. Некоторые компании автоматически повысили стоимость проезда, мы не стали этого делать. Сейчас предпосылок для увеличения цены нет».
Кстати, некоторые считают, что автоперевозчики конкурируют между собой за место под солнцем. Это не совсем так. Они делят крохи в сравнении с количеством едущих поездами. Что, впрочем, вполне логично. Железная дорога к ценовой политике относится более лояльно. На скоростном поезде можно доехать до Минска за 12 тысяч рублей.

Подсчитаем
На автовокзале сослались на дороговизну топлива, которое, по некоторым подсчетам, «съедает» 45% от стоимости билета.
Но каждый пассажир может сам подсчитать, что эта цифра примерно в два раза меньше:
1.    Бусик тратит на 100 км в среднем 10-12 литров топлива.
2.    Расстояние до автовокзала в Минске с проездом по городу около 300 километров.
3.    Литр дизеля стоит 2 580 рублей.
4.    В маршрутке едет в среднем 10 человек.
5.    12х3=36 литров топлива расходуется.
6.    36х2580=92 880 стоит топливо до Минска.
7.    10х50=500 000 рублей заплатят пассажиры за проезд.
8.    Получается, топливо «съедает» примерно 18% билета.

Справка «ВГ»
Минэкономики установило максимальный тариф за 1 километр:
На обычных маршрутах:
в автобусах общего типа –118 рублей;
в автобусах с мягкими откидными сиденьями –122 рублей.
На скоростных маршрутах:
в автобусах общего типа –152 рублей;
в автобусах с мягкими откидными сиденьями –158 рублей.
На экспрессных маршрутах:
в автобусах общего типа –176 рублей;
в автобусах с мягкими откидными сиденьями –182 рублей.

Кстати
Цена на билеты за два года поднялась в среднем на 15%


2008 год2010 год
Минскот 22 770 до 44 100от 30 000до 50 780
Нарочьот 45 930 до 50 250от 53 360 до 59 630
Рига91 000125 000
Варшава55 00060 000

Белосток («Ашон»)

туда и обратно

50 00053 000