Жми на газ

За обучением курсантов автошкол будут следить чиновникиКонтролировать работу автошкол будут филиалы предприятия «Белтехосмотр». Эта необходимость вызвана как низким качеством подготовки автолюбителей, так и различными нарушениями в автошколах.

Главное – сдать
В Гродненской области филиал начнет работу с 1 июня. Об этом стало известно на первом областном семинаре представителей УП «Белтехосмотр» и руководителей автошкол. Как выяснилось, за организацией учебного процесса в гродненских автошколах будут следить два эксперта-аудитора.
По словам начальника филиала УП «Белтехосмотр» Витослава Лясоцкого, качество подготовки водителей во многих автошколах на низком уровне. Об этом свидетельствует статистика: только 58,2% курсантов сдают экзамен в ГАИ с первого раза.
Как выяснилось, в автошколах сами мастера зачастую нарушают правила практического вождения. Вместо того чтобы учить курсантов, их просто «натаскивают» на сдачу элементов на экзамене в ГАИ. Впоследствии учащиеся, выезжая на дорогу, паникуют и создают аварийные ситуации.
Как оказалось, мастера не умеют вести учет топлива и неправильно заполняют путевые листы.
– Мы заранее предупредили о проверке одну из учебных организаций, – сокрушался заместитель директора УП «Белтехосмотр» Михаил Свистун. – Приехали. По путевым листам все машины должны быть на автодроме. Приходим туда – никого нет.

Машина напрокат
Больной вопрос – аренда. Оказывается, многие автошколы республики автомобили берут напрокат. Мало того, арендуют учебные кабинеты, площадки. В итоге бывали случаи (уже четыре в РБ), когда курсант, как обычно, пришел на занятия, а автошкола закрыта. Взыскать с такой частной организации нечего: практически все имущество арендовано.
Бороться с проблемой планируют с помощью нового положения, в котором будет указано, что не менее 50% учебных автомобилей должно находиться в собственности организации. Более того, при регистрации учебных автомобилей будут обращать внимание на возраст: машине должно быть не более 10 лет.

Где профессионалы?
Свое видение проблем и у самих автошкол. К примеру, ввели положение: мастер по вождению должен иметь как минимум среднее специальное образование. Это, однако, не значит, что необходимо уволить всех, у кого его нет. Как быть, если человек устраивается на работу: стаж работы есть, а соответствующего образования нет?
– Такие вопросы, – пояснил Михаил Свистун, – будут решаться в индивидуальном порядке. Если мастеру удалось зарекомендовать себя с лучшей стороны (например, процент не сдавших у него экзамен курсантов невелик), ему можно будет работать и без образования. Тем более что сейчас есть автошколы, в которых люди работают без образования.
К слову, в республике всего четыре организации готовят мастеров и одна преподавателей (все они в Минске). В перспективе на базе филиала УП «Белтехосмотр» в Гродненской области, возможно, появится учебный центр, который займется подготовкой и повышением квалификации молодых специалистов. Раз в пять лет мастера производственного обучения смогут проходить там подготовку и курсы повышения квалификации.

В тему
Во время семинара руководители автошкол Гродненской области испытали себя на автотренажерах, которых в нашей области только два (оба в ДОСААФе). Правда, оценки установкам давали неоднозначные. Некоторым потребовалось минут 10, чтобы понять принцип работы тренажера.
По словам председателя Гродненской областной организационной структуры ДОСААФ Виктора Маркечко, идет подготовка к строительству нового автодрома в районе мясокомбината.

Справка «ВГ»
Сейчас в Гродненской области 69 автошкол, 19 из них – негосударственные. В прошлом году автошколы выпустили 19961 водителя.

Кстати
Руководители автошкол из райцентров, в которых есть автодромы, выступили с предложением, чтобы сотрудники ГАИ принимали практические экзамены на базе школьных автодромов. В этом случае не нужно будет направлять в Гродно целую группу курсантов. Расходы Госавтоинспекции оплатит, предположительно, автошкола.