Страшная история о добровольцах

Норвежский эксперимент с русским привкусомПрепарирование отношений в замкнутом пространстве закончились утилизацией участников эксперимента. Опыты норвежской компании Йо Стромгрейна во имя прогресса и процветания человечества больше часа искусно держали зрителей в состоянии напряжения.

Действие спектакля «Эксперимент», единственный показ которого состоялся 11 мая в Гродненском областном драматическом театре, держится на смеси гротеска, юмора и ужаса. Несколько волонтеров согласились участвовать в опытах. Но постепенно они приходят к мысли, что не знают, зачем это все. Двери лаборатории закрыты, и некому ответить на вопросы. Сюжетная линия балансирует между русскоязычными акцентами, тоталитарными ассоциациями  и музыкально-пластическими находками.
Режиссер-хореограф Йо Стромгрейн, известный своими работами в современной хореографии, выбрал для спектакля драматических актрис с внушительным классическим музыкальным образованием. «Я много работаю с традиционным театром, а также с чистой хореографией танца, где все профессионалы в своих областях, но, к сожалению, часто исполнители ограничены своей специализацией.  Здесь же у меня больше свободы, чтобы развить способности героев в новой области и рассказать таким образом свои истории по-новому», – говорит Йо Стромгрейн.
– Мы тренировались очень упорно, чтобы физически выполнить задание, двигаться натурально, однако  движение объединилось с нашим пониманием происходящего, – говорит актриса Улла Мария Брох.
В итоге, даже так логично звучащие русские фразы в спектакле, оказывается, на самом деле эмоциональным музыкальным фоном. Ведь в большинстве стран, где покажут во время турне «Эксперимент», русский язык именно так и воспринимается. «Да, мы учили некоторые слова или фразы, но этот спектакль, он на всех языках,  здесь важнее ритмика, музыка происходящего, – говорит актриса Ханна Герстад Хенриксен.
И, действительно, русский довольно органично объединяется с визуальными элементами, вокалом, драматической игрой. У Йо Стромгрейна получилось связать, казалось, несопоставимые части с помощью неожиданных логических поворотов и юмора, безобразного и неожиданно трепетного. Всего лишь в одной маленькой группке обычных людей, таких естественных и хрупких. И, в общем-то, не нужных для продолжения эксперимента.