Большая проверка

Пассажиры не согласны, чтобы их возили как дроваСтартовала декада «Маршрутка». Рейдовые экипажи в составе сотрудников УП «Белтехосмотр», Госавтоинспекции и Транспортной инспекции министерства транспорта и коммуникаций в эти дни проведут проверку внешнего вида, состояния салона, шин, исправности световых приборов в маршрутных такси.

Акция продлится до 20 мая и проходит под девизом «Белорусским дорогам – исправные маршрутки». Однако оказывается, что достаточно неисправных бусиков бегает по городу. В рейд вместе с представителями Транспортной инспекции отправился и корреспондент «Вечёрки». Первая же остановленная машина оказалась с изъянами.
– Дверь запасного выхода заблокирована, на заднем стекле нет номера маршрута, нет бэйджа водителя, обивка грязная, и это еще не все замечания, – говорит ведущий специалист отдела контроля Транспортной инспекции Гродненской области Виктор Степура. – Но билеты есть у всех пассажиров, это радует.
Пришлось снять машину с рейса и вместе с водителем отправить в автопарк, механики которого в числе других организаций-операторов отвечают за осмотр автомобилей перед тем, как выпустить их на дорогу. Оказалось, механик уже отработал смену и ушел домой. Скорее всего, ему придется уплатить штраф от 4 до 6 базовых величин.
– Признайтесь, вы уже знали о проверке и подготовились загодя, выдав всем пассажирам билеты? – спрашиваю водителя машины фирмы «Павана», остановленной в Зарице.
– Нет, я всегда обилечиваю, зачем лишние проблемы? – говорит Дмитрий Григорьевич. – А по поводу неисправностей, так это чужая машина, моя на ремонте. Да, крыша протекает, обивка уже не отмывается, мы пытались. Посмотрите, этой «газели» всего 4 года, а она уже разбита.
Тем временем на конечную в Зарице приехало еще одно авто ООО «СидмалЭкспресс». Как оказалось, оно в отличном состоянии и все пассажиры с билетами.
– Эта фирма-перевозчик хорошо работает, хотя за первые пару дней проверки уже попадала в нарушители, – продолжает Виктор Степура. – В одной машине насквозь проржавела ступенька, не открывался запасный выход. Автобус, принадлежащий автовокзалу, ехал из Вертелишек в Гродно. Водитель, как только нас заметил, стал передавать билетную ленту пассажирам, чтобы те быстро разделили квитки между собой.
Но в целом ситуацию инспекторы не называют критической. Из 26 проверенных за два дня машин только в трех обнаружены грубые нарушения. Водители, если виновны, не отказываются от уплаты штрафа и ремонта маршруток. А проверяющие все разбирательства проводят на конечных остановках, чтобы не задерживать людей.
В Зарице пассажирка маршрута 25-т Оксана Казимировна все-таки возмутилась качеством обслуживания перевозчиков:
– На этом маршруте только 2-3 машины ездят нормально, половина разворачивается обратно возле «Короны», в Зарицу не доезжают. А как нам добраться до города? Билеты дают, только если потребуешь или когда проверяющий остановит, везут как селедку в бочке.
Свое мнение высказывает директор крупнейшей частной фирмы-перевозчика Дмитрий Сипович:
– У нас на фирме вместе с подменными работает более 30 машин. За последние два месяца приобрели шесть новых «фордов» 2005-2006 годов выпуска, до конца мая заменим 10 автомобилей. Около 70% наших машин хорошего и отличного качества, 18-местные, повышенной комфортности.
Единственная проблема – финансы, кризис коснулся и нас, запчасти на импортные машины покупаем за валюту. Почему механики выпускают на линию неисправные авто? С одной стороны, с оператором заключен договор на освидетельствование транспортного средства и полный осмотр. Я должен быть уверен, что машины, которые вышли на линию, исправны. Вопрос – в профессиональном подходе к делу. Но есть моменты, которые ускользают. Механик автопарка должен досконально осмотреть машину. Но бывает, прошляпит. Из-за этого страдает и водитель, и руководитель фирмы.  Работа водителя  «маршрутки» сложная – множество горожан пользуется этим видом транспорта. Да, есть в этом бизнесе случайные люди, которые портят имидж всех маршрутчиков. Но есть и профессионалы, которые работают хорошо.

О правах пассажиров (выдержка СТБ 1731.2-2007 )
5.6 Автомобильный перевозчик должен осуществлять анализ качества предоставления услуг (на основе анкетирования, опроса и т. д.), а также вести учет жалоб и предложений пассажиров.
При выявлении недостатков в перевозке пассажиров автомобильный перевозчик должен принимать меры по устранению причин, порождающих их, а также планировать и реализовывать меры по повышению качества работы.
6.3 Салон автобуса не должен повреждать или загрязнять одежду или багаж (ручную кладь) пассажира. Визитная карточка автомобильного перевозчика с его наименованием, адресом и телефоном должна находиться в салоне.
9.1 Если автомобильный перевозчик приостановил обслуживание пассажиров по техническим или другим причинам, то пассажиру должна быть гарантирована возможность проезда по приобретенному билету на другом рейсе этого маршрута.