«Эксперимент» танца

Йо Стромгрен: в глубине души все хотят смеяться и кричатьДля своего «Эксперимента» норвежский хореограф-постановщик Йо Стромгрен выбрал форму гротеска в сочетании с поэтическим описанием ужасных переживаний героев.

Премьера шоу состоялась совсем недавно, 4 мая в Таллинне, в рамках большого Балтийского тура Jo Stromgren company. Затем его покажут в Вильнюсе, Гродно, Калининграде, Бытоме (Польша), Бергене и Осло. В Беларуси пройдет только одно выступление известной труппы, 11 мая, в Гродненском областном драмтеатре.
К сожалению, сам хореограф не сможет приехать, но накануне мы получили его ответы по электронной почте.
Корр.: Рецензии на ваши спектакли часто сопровождаются словами: сумасшедшая команда. Это преднамеренно вызванная реакция?
– Нарочито быть сумасшедшим никогда не сработает хорошо. Мы, однако, рискнули, чтобы создать свой собственный стиль, вне всяких тенденций и мнений экспертов. Но мы действительно не пытаемся быть странными или оригинальными. Только полагаем, что все подойдет для театральной сцены,  если сможешь сохранить баланс между уважением и не уважением.
Корр.: В спектакле «Эксперимент» вы продолжаете тему взаимоотношений между людьми в замкнутом пространстве, что вы хотели сказать на этот раз?
– В этом шоу мы далеко заходим в игре с российскими аналогиями (используется стилизованный, но непонятный, «самодельный», русский текст (прим. авт.), может быть слишком далеко. Но я полагаю, что ничто не мешает нам проводить весело время с нашими соседями. У Беларуси и Норвегии есть несколько общих моментов: мы маленькие страны и имеем границы с очень могучей страной. И я думаю, что много интересного случается с психологией в связи с этим. В «Эксперименте» мы исследуем отношения людей в закрытом пространстве, где трудно кому-то доверять. А когда человек боится, он делает иррациональные выборы непредсказуемыми способами.
Корр.: Вы как-то сказали, что рассказывать истории в современном искусстве (contemporary art) считается неприличным, что же считается приличным в современном танце?
– В разных странах тенденции могут отличаться, но, по крайней мере, в Центральной Европе желание рассказать историю много лет считали весьма немодным. Концептуальные работы – более популярны. Хотя я точно знаю: люди предпочитают слушать истории. Проблемы в том, чтобы рассказать их новыми способами. С Jo Stromgren company мы теперь совершаем турне почти по 50 странам, и это хороший повод для общения. Глубоко внутри все хотят смеяться и кричать, и не только быть интеллектуальными.