Берегись автомобиля

Белорусы закупают иномарки за границей впрокСклад временного хранения (СВХ) Белтаможсервиса на улице Карского заполнен лафетами с иномарками. За рабочий день оформляется до 50 машин, в то время как до нового года – единицы. И это не единственный СВХ в городе.

Перевозчики не спешат рассказывать, откуда и для кого авто. Нашему фотокорреспонденту пришлось стереть кадры с подъезжающими клиентами таможсервиса. Иначе обещали проблемы и разбить фотоаппарат…
По данным заместителя начальника Гродненской региональной таможни Ивана Телешинского, за первый квартал 2010 года было ввезено через пункты пропуска (в зоне действия гродненской таможни) для личного пользования 9130 транспортных средств. За это же время в прошлом году – 4 304, то есть рост составил 212%.

Встал, место потерял
Понятно, никто не хочет переплачивать за подержанные иномарки после первого июля, когда могут в разы повыситься на них таможенные пошлины для физических лиц. Несмотря на то что сейчас идут интенсивные переговоры  между странами таможенного союза  о  таможенных платежах для физических лиц, все понимают: особого режима для белорусов не будет. Пошлины повысятся, пусть не до такой степени, как сейчас в России, где действуют до 1 июля заградительные тарифы на растаможку иномарок, но все же…
Поехать за автомобилем за границу может далеко не каждый – пугает визовый режим. Поэтому просят перевозчиков доставить иномарку в Беларусь. Лафеты с автомобилями привозят на склад временного хранения только те машины, которые приобрели физические лица. Там же находится пункт таможенного оформления, где  владельцы могут  оплатить пошлины.
Скрытность перевозчиков объяснить трудно. Не исключено, что под видом перевозок осуществляют для клиента полный объем услуг: от купли до продажи. Или покупают через подставных лиц. Но незаконную предпринимательскую деятельность в данном случае нужно доказать.  Как информировали в пресс-центре Государственного таможенного комитета, в пунктах пропуска усилены проверки мотивации перевозчиков. Пока дело касается специализированных транспортных средств: небольших грузовиков, рефрижераторов и так далее. Таможенник может решать, соответствует ли цель ввоза заявленной. Например, если человек строит дом, он может купить себе в личных целях грузовичок. В отношении легкового автотранспорта таких распоряжений нет. Юридические лица теперь для продажи в Беларуси подержанные иномарки за границей не покупают. Пошлины с нового года для них такие же, как в России  – заградительные.

Теперь или никогда
… говорят себе автолюбители и штурмуют комисы соседней Литвы.
Посмотреть предложения автокомиса в Каунасе можно не выезжая из Гродно: веб-камера на сайте рынка показывает  товар «вживую». Одновременно здесь на разных площадках  находится приблизительно 6 тысяч машин. Можно выбрать авто на расстоянии, заказать или приехать самому.  «Дела идут хорошо. Главные покупатели сегодня – белорусы, – говорит директор каунасского ЗАО Varanas Валентинас Ноянис. – Переживает бум и рыночный сервис: заполнены гостиницы и бары».
Большое оживление и в Мариамполе, где находится еще один близкий к нашим границам автокомис. «Ловим момент. Автомобили продаются очень хорошо, – говорит директор автоцентра «А-5» Эрландас Шукис. И опять же в подавляющем большинстве покупают наши соотечественники.
По мнению Валентинаса и Арландаса, чаще всего белорусы приобретают автомобили десятилетнего «возраста» или начала 2000-х годов. Средняя цена от 2 до 6 тысяч евро. Популярны немецкие иномарки, а «французов» берут немного хуже. Уходят и дорогие авто, но реже. Например, за последнее время продали всего один «Лексус». «РАФ за 8 тысяч евро для белорусов дороговато, – говорит Валентинас Ноянис и улыбается, – будем жить до июля, а дальше – не знаем».

Хватит на всех
Уже теперь ясно, что все или почти все приобретенные за границей иномарки останутся  в Беларуси. Россияне дают понять, что растаможенные до 1 июля в Беларуси транспортные средства при продаже могут снова подлежать оформлению. Федеральная таможенная служба (ФТС) России в апреле даже распространила письмо, в котором отмечается, что после вступления в силу Соглашения между правительствами наших стран о временном ввозе и вывозе транспортных средств,  увеличилось количество случаев, когда транспортные средства, снятые с регистрационного учета в Беларуси, потом ввозятся в РФ для продажи. ФТС предупреждает, что на такие автомобили действие Соглашения не распространяется.
Обычному белорусскому покупателю автоажиотаж, впрочем, даже на руку. Машин на продажу летом будет много, и новые пошлины ударят не так больно и не так быстро.