Островский в джинсах

Сергей Бочков о бедном театре, свахах и воспитании души

О первой премьере экспериментального театра-студии «Бочонок» сразу же заговорил весь город. Любительский коллектив быстро стал популярен и уже конкурирует с профессиональными труппами.

В Международный день смеха молодому театру «Бочонок» исполнится год. В апреле прошлого года сюда пригласили всех желающих попробовать себя в качестве актера. Сегодня у экспериментальной студии есть свой постоянный зритель. «Бочонок» заставляет плакать и смешит. Публика доверяет театру и не видит в непрофессиональных актерах недоступных звезд сцены. Поэтому и все эмоции воспринимает ближе, по-настоящему.
Как удалось театру-студии удивить зрителя, решил узнать корреспондент «Вечёрки» у художественного руководителя и режиссера Сергея Бочкова.

Труппа «родилась» в День смеха, и первым спектаклем стала трагедия «Вторая смерть Жанны Д’Арк». Не лучше ли было сначала насмешить публику?
– Идти на поводу – самое последнее дело. Многие хотят смотреть комедии на сцене, потому что плохие новости надоели по телевизору и в жизни. Но выйдите на улицу, посмотрите на счастливых людей и улыбнитесь сами. Мы решили нетрадиционно в День смеха открываться традиционной трагедией по пьесе известного болгарского драматурга Стефана Цанева. Друзья советовали изменить название, переживали, что зал будет пустой. Однако название наиболее точно выражало сущность спектакля, его идею. Живая Жанна может вести за собой, пока она жива, а мертвая Жанна будет вести всю жизнь, потому что образ не убьешь.

Второй премьерой все-таки стала комедия «Женитьба – дело мудреное».
– Просто решили немного похулиганить (улыбается). А для этого больше всего, конечно, подходит вечная классика – Островский. Это неисчерпаемый кладезь юмора. Ставить классического Островского выгодно. Его пьесы созвучны настоящему времени. Тогда была сваха. Свахи есть и сейчас. Почему бы не облачить это в современный стиль? Появились необычные костюмы. В спектакле актеры ходят в джинсах, а рубахи того времени. Удивило, что молодые зрители «растащили» текст на фразы и реплики.
Ваши спектакли у молодежи идут на ура.
– Наверное, наши спектакли задевают воображение молодого зрителя. Игра актеров не по правилам берет, щипает, душе становится хорошо. Приятно, что молодежь потянулась к театру. Приходят сами, а не по школьному заданию. Например, каждый спектакль «Вторая смерть Жанны Д’Арк» посещают две молодые пары.

Чтобы удивить, выбрали необычную интерпретацию пьесы Островского? Не боялись плохих отзывов?
– Многие ожидали классическую постановку. У нас музыка, танцы и страсти современные. Ждал провала, потому что все хорошо не должно быть. Мне, как режиссеру, художественному руководителю, приходится перспективу просчитывать. Но нашего неклассического Островского публика воспринимала хорошо. Я ждал шлепок, но его не было. Наоборот, получилось очень здорово. Значит шлепок впереди.

Уже можно сказать, каким будет ваш следующий год?
– В год будем готовить по четыре спектакля. Мало отстаем от областного драматического театра, который за это же время выпускает шесть спектаклей. При этом у них есть декорационные цеха, вся инфраструктура. У нас этого ничего нет. Костюмы шьем сами, между работой и репетициями. Мы идем по принципу бедного театра. С одной стороны, это и хорошо. За красотой декораций не спрячешься. Можешь играть – играй.

Слышала, что гости из Литвы не поверили, что в театре играют непрофессионалы. Сейчас работа с актерами не такая мучительная?
– Вначале нужно было все по крупицам объяснять. Сегодня все могут говорить на более или менее профессиональном языке. Здесь, пожалуйста, поднырни. А ты здесь потихонечку. Фразочку обойди, тоже поднырни и пронеси мне ее на другой конец сцены. Они уже понимают. Спустя год коллектив на сцене работает потрясающе. Ведь у нас постоянный процесс обучения актерскому мастерству, танцу, пластике, фехтованию, сценическому бою. Не просто пройти по сцене, сказать, надуть щеки и выкатить глаза. Из этого артиста не получится. Идет воспитание души. Если актер не работает душой, то это просто болтание текста. После последней репетиции я окрыленный. Мы поставили вальс на коленях из спектакля «Велосипед». Но больше ничего не скажу. Приходите лучше на спектакль (улыбается).
У гродненского зрителя появился выбор. «Это уже меню. Нужно только попробовать», – говорит Сергей Бочков.

Справка «ВГ»

Сергей Бочков – выпускник Щукинского театрального училища и Белорусского государственного института культуры. В экспериментальном театре-студия «Бочонок» 18 актеров-любителей от 18 лет до 51 года. Постановки театра можно увидеть на сцене городского Дома культуры.

Кстати
«Театр готовит два спектакля по пьесам белорусского драматурга Василя Ткачева: мелодраму «Переправа на Казантип» и драму «Велосипед». Премьера «Переправы…» будет уже в этом месяце. Мы точно следуем заданной цели – экспериментируем в жанрах. Трагедия, шутка-коламб, потом мелодрама и трагикомедия. Может быть, будут комедия в стихах и даже оперетта. Нужно пробовать», – говорит Сергей Бочков.