Забытые старики

Инвалид не нужен даже собственным детям?

В редакцию «Вечёрки» обратился пенсионер Лех Звежевич. Пожилой мужчина говорит, что продолжать жить в частном доме по улице Рыбацкой становится опасно. Строение износилось: покосился пол, разрушился подвал, протекает крыша.

Инвалид первой группы отремонтировать дом собственными силами не может, а родственники не помогают. Его беспокоит, что в случае весеннего паводка здание и вовсе может рухнуть. Как пожилой человек оказался один в сложной ситуации, и решили выяснить журналисты «ВГ».

30 лет в очереди
По словам Леха Эдуардовича, он ждет новую квартиру уже 30 лет. Звежевич прописан на 24 квадратных метрах один. Бывший учитель музыки практически не передвигается: парализована правая сторона. Основную часть времени лежит на кровати в единственной в доме комнате и смотрит телевизор.
Дом, который когда-то полностью принадлежал семье пенсионера, теперь разделен на две части. Большую его часть родственники мужчины продали, а Лех Эдуардович занимает меньшую. Пенсионер пытался разменять «родовое гнездо» и улучшить свои условия, но не нашлось желающих.
– В 1978 году меня поставили по причине плохого здоровья на льготную очередь в Ленинском райисполкоме «на улучшение жилищных условий», – утверждает пенсионер. – Оповещали о том, что она продвигается. Рассчитывал получить квартиру в начале 2000-х. Однако этого не случилось. Квартира «ушла».
По словам Леха Эдуардовича, его сняли с очереди без объяснения причины. «Я отправился в горисполком. Меня поставили на очередь снова. Опять жду, почти десять лет», – с иронией сказал наш собеседник.

Сохранить, нельзя разрушить
Пожилой мужчина говорит, что за последние двадцать лет из администрации Ленинского района приходили две комиссии. Дом признали аварийным: 60% износа. В 2007 году Лех Эдуардович обратился с просьбой помочь отремонтировать строение. Специалисты комбината противопожарных работ провели ремонт электропроводки, которая находилась в аварийном состоянии и представляла угрозу для жизни. Учитывая небольшой размер пенсии, мужчине оказали материальную помощь для компенсации расходов по ремонту дома – 100 тысяч рублей.
Мы побывали в гостях у пенсионера. Честно говоря, увиденная картина представилась в ином свете. Действительно, частный дом выглядел обветшалым. Но, как оказалось, на днях к мужчине вернулась его бывшая жена, которая решила ухаживать за парализованным инвалидом. Женщина и раньше изредка навещала больного. При этом показалось странным, что в самом жилом помещении нет должного порядка. Комната выглядит неопрятно, грязь на кухне и в уборной. Женщина сослалась на свое здоровье, а на предложение переселить мужа из аварийного дома в ее квартиру сказала, что там нет места для двоих.
Выяснилось, что у пожилой пары есть трое детей, которые по закону обязаны оказывать помощь своим нетрудоспособным родителям. Пенсионеры на помощь отпрысков, которые про них, похоже, забыли, не рассчитывают. Зато надеются на государственные льготы.

Аварийный или нет?
Мы решили выяснить, на что может рассчитывать Лех Звежевич. В отделе жилищной политики администрации Ленинского района подтвердили, что пенсионер с 2001 года на основании статьи 43 части 1 Жилищного кодекса РБ числится нуждающимся в жилплощади. Однако, чтобы рассчитывать на новую квартиру, Звежевичу нужно сделать первоначальный взнос в жилищно-строительный потребительский кооператив. Необходимых денег у инвалида нет.
Главный специалист жилищно-коммунального хозяйства Гродненского горисполкома Ольга Дымова пояснила, что оснований для того, чтобы предоставить социальное жилье Леху Эдуардовичу, нет. «Он обеспечен необходимой нормой квадратных метров. А к категории аварийного его дом никогда не относился», – сказала Ольга Степановна.
Начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Ленинского района Александр Архипов напомнил, что владельцы частных домов ремонт жилья должны проводить за счет собственных средств.
– По заявлению пенсионера за дополнительные деньги районная комиссия может определить степень износа дома. Рассчитывать на социальное жилье Звежевич мог бы, если бы был одиноким. В том, что нет помощи от родственников, нет вины государства, – резюмировал Александр Архипов.
Получается, что ждать помощи парализованный инвалид может только от близких людей. Но дождется ли?..

Мнение со стороны
Журналист «Вечёрки» решил узнать, беспокоит ли ветхое строение соседей Леха Эдуардовича, которые живут в другой части дома. Дверь открыла молодая женщина и рассказала, что  у них просела стена. Они ее ремонтируют сами. По словам женщины, пенсионер ни с кем не общается: «Иногда к нему приходит сын. А вот бывшая жена все время от властей чего-то требует».

Эксперт «Вечёрки»
Юрист юридической консультации «ЮрЭксперт» Вадим Черепица:
– В данном случае пенсионер не может претендовать на социальное жилье. Это подтверждено Указом Президента РБ №565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений» (от 29 ноября 2005 года).

Кстати
Как рассказали в Центре социального обслуживания населения администрации Ленинского района,  приносить еду и пенсию, убирать комнату и следить за порядком во дворе могут социальные работники. Стоимость услуг – 20 тысяч рублей в месяц. Если пенсия меньше 450 тысяч рублей, пенсионер раз в год может рассчитывать на материальную помощь.