В Берестовицком районе фермеру пришлось отказаться от земли

Клубника и виноград росли на участке фермера Валентина Довгеля. Он планировал выращивать ягоды, чтобы потом делать натуральное вино. Но от затеи пришлось отказаться. Земля фермера отошла обратно колхозу.

Горькая ягода
— На участке выращивал овощи, сад занимал семь гектаров. На части земли высадил молодой виноград и рассаду садовой земляники. Люди в очередь становились за ягодами, претензий к качеству продукции не было. Теперь я фермерством не занимаюсь, – говорит Валентин Довгель.
Суды все тянутся, а виноградник уже не вернешь. По словам фермера, он закупил в Пинском институте плодоводства десять сортов лозы, высадил молодые саженцы на площади в гектар и несколько лет отбирал те сорта, которые лучше всего подходят для берестовицкого климата и земли. Перспективными оказались «Сенека» и «Агат донской». «Сенека» давал зеленые сладкие ягоды, «Агат» – синие, кисло-сладкие. Перспективы радовали: даже продавая урожай по 50 центов за килограмм, предприниматель оставался бы с прибылью.

Землю вернули колхозу
Фермерское хозяйство «Рубеж» вблизи деревни Семеновка Берестовицкого района развалилось через восемь лет. Все началось с того, что в 2007 году землеустроительная служба Берестовицкого района составила протокол об административном правонарушении, где указано, что фермер не использует земельный участок площадью шесть  гектаров. Позже комиссия составила акт с выводом о том, что весь земельный участок используется не в соответствии с Кодексом о земле. Комиссия рекомендовала участок изъять и возвратить его СПК «Макаровцы». Что вскоре и было сделано: земля отошла СПК. Валентин Довгель должен был освободить участок для использования под пахотные земли.
Согласно Кодексу о земле в таком случае фермеру должны возместить ущерб. В ноябре 2008 года Хозяйственный суд Гродненской области вынес частное определение об устранении нарушений закона.  И райисполком обязал СПК «Макаровцы» возместить ущерб.

Был виноградник или нет?
В постановлении прокуратуры Берестовицкого района зафиксирован факт того, что уничтожены кусты винограда и садовой земляники. Причинен ущерб фермерскому хозяйству на сумму 34,4 миллиона рублей. В хозяйственном суде первоначально было достигнуто мировое соглашение, по которому райисполком должен был решить вопрос с возмещением ущерба фермеру. Но потом все вернулось на круги своя: мировое соглашение обжаловано, кассационной инстанцией отменено и направлено на новое рассмотрение. СПК настаивает на том, что на самом деле растения не выкорчевывали. К сожалению, мы не смогли дозвониться до председателя хозяйства, так как он находился в отпуске. Николай Ситько, начальник районной землеустроительной и геодезической службы подтверждает тот факт, что на протяжении двух лет земля не была вовлечена в сельхозоборот. «На шести гектарах ничего не росло, — добавляет он. – А с другими фермерами у нас практически не возникало таких вопросов».
Валентин Довгель говорит, что хочет вернуть землю. В настоящее время дела по этому вопросу находятся в судах. Фактически участок принадлежит колхозу, а оставшиеся деревья находятся в собственности нашего героя. Проводилась проверка УВД Гродненского облисполкома, которая усмотрела признаки состава преступления по статье за превышение служебных полномочий. Но в возбуждении уголовного дела отказано за отсутствием состава преступления.
— Это как раз тот случай, когда власти сначала рубанут с плеча, а потом появляется множество проблем, — говорит коллега пострадавшего фермера, пожелавший остаться неизвестным из-за опасения дальнейших неприятностей. – По-человечески, может, и неправильно с ним обошлись. Но как теперь доказать, что на участке росли виноград и земляника? Где взять счета на саженцы, может, они сгорели давно. А фермерского хозяйства больше нет, и вроде бы на той земле теперь вообще ничего не растет.

Независимое мнение

Владимир Ушкевич, директор Гродненской областной ассоциации фермеров:
«Нельзя сказать, что на сегодняшний день фермеров притесняют. По отзывам других фермеров, которые работают по соседству, Довгель не очень занимался землей. Наверное, думал, это легко и просто. Оказалось, нет. Были ему предписания привести землю в порядок, я сам присутствовал на судебных заседаниях. В этом случае сделать вряд ли что-то можно: как сейчас доказать, кто прав, кто виноват, росло на участке что-то или нет?
На сегодняшний день в Гродненской области работает 305 фермеров, за которыми закреплено 14,8 тысяч гектаров земли. Их число почти не изменилось с 2000 года».