Машины стали недоступны для инвалидов

Гродненские инвалиды уже несколько лет не получают бесплатно автомобили. Сейчас люди должны покупать машины за свои деньги, думать, как оборудовать их ручным управлением, а потом… платить за это штрафы.

Еще три года назад можно было рассчитывать на гуманитарные «Таврии» и «Славии». Тот, кто приобретал спецтранспорт за свои деньги, мог получить денежную компенсацию. Сейчас новые машины для данной категории людей не закупают. Остались только старые авто, которые, когда освобождаются одними инвалидами, передаются другим. Однако далеко не все люди с ограниченными возможностями спешат ездить на них. «Эти развалюхи постоянно выходят из строя», – сказал мне по телефону один из колясочников.
Спасение утопающих
Можно купить автомобиль самостоятельно и установить на нем ручное управление. Но это не так просто, как кажется на первый взгляд. Мы решили сами выяснить, где можно это сделать. У нас в Гродно ремонтируют специальные автомобили для инвалидов. Но это предприятие оказывает услуги только в переоборудовании «инвалидок», установкой ручного управления на обыкновенные авто они не занимаются.
Эксперт экспертного отдела лаборатории транспорта и сертификации автотранспорта Белорусского национального технического университета (БНТУ) Виталий Апанович пояснил, что в стране нет предприятий, которые делали бы это. Год назад между университетом и Министерством труда и социальной защиты шли переговоры о том, чтобы оказывать такие услуги инвалидам. Но обсуждениями все и закончилось. Сейчас можно лишь кустарным способом оборудовать своего четырехколесного друга.
БезПРАВный
Сергей, инвалид-колясочник, сам столкнулся с такой проблемой. Он купил автомобиль и самостоятельно его переоборудовал. В прошлом году мужчина попал в ДТП, и после этого начались проблемы с госавтоинспекцией. Сотрудники ГАИ не хотели признавать в его машине наличие исправного ручного управления и пытались оштрафовать, хотя не было протокола осмотра авто. «Мне пришлось ехать в Минск, проводить специальную экспертизу в БНТУ и получать сертификат», – говорит Сергей.

В тему:
В Кирове транспортное предприятие приобрело троллейбус, позволяющий беспрепятственно перевозить инвалидов-колясочников. В Казахстане для инвалидов работают специальные службы такси. На Украине в 2010 году изготовят 100 тысяч автомобилей для людей с ограниченными физическими возможностями. Запорожский автомобилестроительный завод (ЗАО «ЗАЗ») заключит специальные контракты с автомобилестроительными компаниями Южной Кореи и Китая. И это только у наших соседей, не говоря уже о странах Европы.