Дворец без паспорта

Есть ли шансы у усадьбы в Мурованах?На этот раз мы побывали в деревне Мурованы, где располагается дворцово-парковый комплекс ХVIII века.

«Шансы на то, что его возьмется кто-то восстанавливать, очень малы из-за плохого состояния», – поясняет методист по охране культурного наследия отдела культуры Берестовицкого райисполкома Николай Паценко. От дворца, который славился богатым убранством, картинной галереей и библиотекой, сегодня остались только стены и арочные полусводы. Принадлежал он графу Тадэушу Дунину-Юндивилу, который являлся гродненским подкоморным, а затем маршалком Великого княжества Литовского. Достраивал имение его сын Франтишек.
«В 1980-х годах дворец находился в относительно хорошем состоянии, – поясняет местный житель Виталий Игнатович. – В детстве, в 1990-е годы,  я еще поднимался на второй этаж по лестнице, которой теперь нет».
Десять лет назад рухнули балочные перекрытия второго этажа и крыши. А вот стены толщиной более полуметра с кирпичной облицовкой и каменный фундамент сохранились. Местечко и называлось Берестовица Мурованная – видимо, из-за особенности кладки, которая использовалась при строительстве дворца и хозяйственных построек. Кстати, последние настолько хорошо сохранились, что и теперь им нашли применение. К примеру, в бывшем свинарнике сегодня располагается сельский магазин. В млечарне, где делали сыр и молоко, проживает семья. «Этот дом у пана в 1939 году купила двоюродная сестра моей прабабушки, теперь здесь живут мои родственники. Кажется, каменные стены еще простоят несколько веков», – рассказывает Виталий Игнатович.
Прадед нашего собеседника в 1939 году тоже выкупил у последнего пана восемь гектаров земли. Несмотря на то, что последнему хозяину Богдану Солтану (потомок Станислава Солтана, который взял в жены девушку, принадлежавшую фамилии Дунин-Юндивил), надо было распродать земли быстро, цена на нее все равно «кусалась». «Помню, как моя бабушка рассказывала, что семье пришлось отдать все средства за этот участок, хотя они считались зажиточными людьми», – говорит Виталий Игнатович.
После появления новоселов (до этого на хуторе проживали только паны и прислуга) местечко начало отстраиваться как деревня. По данным переписи 1998 года в деревне проживало более двухсот человек. Последний хозяин дворца – училище механизации сельского хозяйства – переехал в Большую Берестовицу в 1970-х годах. Теперь же здание находится на балансе Малоберестовицкого лицея перерабатывающей промышленности, который использует некоторые подсобные помещения имения в качестве лабораторий, однако не желает привести в порядок хотя бы озеро, спущенное несколько лет назад.
«Слышал от сторожа, что каждое лето сюда приезжают потомки Солтанов. Говорят, что они хотели бы выкупить имение», – поясняет Виталий Игнатович. Правда, и эта сделка может не состояться из-за… бумажного вопроса: это здание тоже не имеет технического паспорта.

Кстати
В прошлом году чиновники решили составить список усадеб области, которые могут заинтересовать  инвесторов. Для этого запросы разослали во все районные отделы культуры. Несмотря на то, что в окрестностях Большой Берестовицы находятся панские имения, методиста по охране историко-культурного наследия районного методического центра этот вопрос поставил в тупик.