Паркинг не для всех

Машины ставить негде, а на стоянках есть свободные местаСтроительство новых парковок и гаражей планировалось продвинуть благодаря вступившему в силу 1 сентября указу Президента. Новый документ разрешает не уплачивать НДС, не делать отчислений в инновационный фонд. Однако бизнесмены все равно считают это невыгодным.

Одна из главных причин ситуации – финансовая. Территория для строительства стоянки на Курчатова, например, стоит 385,9 миллиона рублей. Желающих потратить такую сумму пока не находится. Пустует и кусок земли на Пушкина за 160 миллионов, хотя там уже все подготовлено для содержания машин. Здесь может разместиться 251 автомобиль, рассказал начальник отдела коммунального имущества и приватизации Гродненского горисполкома Святослав Карпинский. Он отметил, однако, что шесть человек подали заявку на другие территории в городе для обустройства стоянок. Но бизнес-плана никто из шести потенциальных инвесторов пока не предоставил.  
По мнению директора ГГУП «Гостиничное хозяйство» Юрия Артемьева, стоянка становится рентабельной, когда количество парковочных мест не ниже 250. При этом даже в обустроенную территорию придется вложить не одну сотню миллионов рублей. А обустройство такого комплекса «в чистом поле» обойдется раза в два дороже. Хотя не все измеряют свои затраты в валюте. «Как вы думаете, пятнадцать лет жизни и один инфаркт – это дорого?» – поинтересовался один из «стояночников».  

Разрывы в копеечку
С открытыми стояночными местами есть и другие сложности. Во-первых, их площади больше, чем у крытых многоуровневых парковок. А в городе, особенно в центральной части, свободных территорий не хватает. При этом уровень автомобилизации в Гродно один из самых высоких в республике. По данным ГАИ на начало года, сейчас на тысячу жителей 354 машины. И есть тенденция к увеличению их количества.
По экологическим нормативам стоянки требуют больших разрывов между ними и жилой зоной. Согласно градостроительным нормам, эти разрывы могут доходить до восьмисот метров. «Не всякий захочет парковать авто на таком отдалении от дома каждый день», – полагает начальник межрайонного отдела организации дорожного  движения ГАИ Анатолий Кевра. Из-за отдаленности не очень востребована стоянка на улице Весенней. Несмотря на активную рекламу и доступные цены, там из четыреста двадцати восьми мест заняты триста. Но ситуация может в корне измениться, когда в этом месте начнется активное строительство многоквартирных домов.

Место для толстосумов
С крытыми многоуровневыми парковками ситуация ничуть не лучше. Их возведение – еще более дорогое удовольствие, рассказал главный архитектор ОАО «Гродножилстрой» Владимир Преображенский. Даже налоговые послабления не сильно повлияют на ее себестоимость, поэтому услуги крытого паркинга все равно будут высокими для рядового потребителя. Кстати, инвесторов для двух запланированных многоуровневых парковок на Вишневце, паркинга в Грандичах и на улице Домбровского пока нет. Как и для предполагаемых паркингов на пересечении улиц Суворова – Соломовой и на конечной остановке Репина.   
А в первую в городе многоуровневую стоянку на Дзержинского клиенты не спешат – цена отпугивает (стоимость одного места – более семи тысяч долларов, не считая ежемесячной платы за аренду – 100 тысяч рублей). По словам главного инженера ОАО «Гродножилстрой» Святослава Новицкого, ее планируют запустить уже в этом месяце, но пока заняты лишь двадцать боксов. На вопрос «Не планируете ли вы вложиться в строительство других паркингов» мне ответили, что сначала должно окупиться сооружение на Дзержинского. При этом в ОАО «Гродножилстрой» считают, что весомой причиной низкого спроса на этот паркинг являются крытые гаражи, которых еще хватает в том районе. Владимир Преображенский полагает, что когда их снесут, клиенты к ним активно потянутся.

Выгода для избранных
Примечательно, что в оживленных районах хозяева стоянок пользуются ситуацией, накручивая цены. К примеру, стоимость парковки в центре города за месяц доходит до девяноста тысяч, в то время как на Весенней чуть выше сорока.
Как пояснили в управлении ценовой политики облисполкома, владельцы парковок имеют право регулировать цены по своему усмотрению. По словам председателя Гродненской городской организации ОО «Белорусское общество защиты потребителей» Вадима Рыжкевича, на цены влияет уровень услуг и их количество: наличие электрического освещения, ограждения, разметки, качества покрытия стоянки. Клиент может выбирать, куда поставить машину. Однако многие, чтобы не переплачивать, предпочитают оставлять транспорт возле дома. До семнадцати с половиной тысяч составляет штраф за парковку в неположенном месте. Некоторым дешевле заплатить его, чем купить абонемент на парковку.

Справка «ВГ»
В новых строящихся микрорайонах запланированы площади для размещения машин. На Вишневце-6 и Вишневце-7 также запланированы карманы вдоль дорог, рассказали в УП «Гродногражданпроект». Планируют сделать стоянку для машин на улице Суворова.