Без дома и без детей

может оказаться мать четверых малышейНакануне Дня матери жительница Одельска Тереза Чичко может лишиться детей. Уже на этой неделе их отправляют на шесть месяцев в приют и Дом ребенка. Комиссия по делам несовершеннолетних признала их нуждающимися в государственной защите. Но мать не хочет расставаться с детьми и обратилась к нам в редакцию.

Жизнь с мужем у женщины не сложилась. Он работал в СПК «Пограничный», но был уволен за пьянство, сейчас находится на принудительном лечении от алкоголизма. Развелась с мужем в августе этого года, 11 числа того же месяца родила дочку, четвертого ребенка. Тереза с детьми живет в доме, который выделил СПК. Но сейчас жилье может отойти хозяйству, семью выселят. Мать не хочет отдавать детей и уезжать из дома.

– Я не хочу, чтобы у меня забирали детей. Да, денег на их содержание немного – 400 тысяч на пятерых, это только пособия. Работать я не могу, дочке вчера исполнилось два месяца.  В адресной помощи нам отказали, в сентябре подала просьбу повторно, хотя бы на питание ребенка до двух лет. Ответов не получила. К нам приходила комиссия, делали замечания, что в холодильнике мало еды, что какие-то тарелки не помыты. Но разве это основание? 5 октября состоялось собрание, комиссия постановила отобрать у меня малышей. Я приехала с грудным ребенком. Считаю, что меня оклеветали.
Ситуация сложилась неоднозначная. В мае начались суды о выселении из дома, являющегося собственностью работодателя мужа – СПК «Пограничный». До родов состоялось три заседания, женщина должна была присутствовать на них. Затем в дом приходили участковый, работники приюта, отдела образования, делали диктофонные записи, фотографии. После решения о том, что дети нуждаются в госзащите, за ними уже приезжали, но Тереза спряталась в доме матери и не отдала малышей. На момент подготовки материала находилась в больнице.
В районном отделе образования нам подтвердили, что на прошлой неделе комиссия по делам несовершеннолетних признала детей нуждающимися в госзащите. Решено на шесть месяцев перевести их на гособеспечение. Кто постарше, отправить в приют, в возрасте до трех лет – в Дом ребенка. В администрации ГУО «Гродненский районный социально-педагогический центр» подтверждают, что семья почти не имеет доходов, а в деле указано, кроме прочего, что мать в недостаточной степени выполняет свои обязанности, в доме антисанитарные условия. Психолог центра Максим Почебут рассказал, что уже общался с одним ребенком. Он определил, что мальчик малообщителен со взрослыми, но в психическом плане развит нормально, а в физическом немного отстает.
Заместитель председателя СПК «Пограничный» Николай Макарчук приезжал в составе комиссии в дом к Терезе Чичко. Он тоже считает, что детей и дом нужно забирать, а помогать этой семье желающих нет:
– Кто должен ей помогать? В доме никакого порядка, мусор. Когда заселялись, они подписали договор найма: пока муж работает в колхозе – живут в доме, если увольняется – выезжают. На улицу их никто не выгоняет. Могут переехать в деревенский дом, к бабушке. Или в деревню Подлипки, там есть пустующие дома, можем сделать ремонт. Так что выселяем на законных основаниях.
Нам не удалось найти людей, которые бы защитили эту семью. Независимых экспертов в общественных структурах, которые выступили бы с третьей стороны, просто нет.
Гарри Погоняйло, председатель юридической комиссии РПОО «Белорусский Хельсинкский комитет»:
– В таких случаях необходимо проследить за воспитанием детей, за их состоянием. Тревогу должно вызывать, если они беспризорны, крайне неопрятны и в одежде, и внешне, не посещают детсад или учебное заведение. Если в рабочее время дети предоставлены сами себе и за ними не осуществляется надзор. Если родители злоупотребляют спиртным или совершают какие-то антисоциальные действия. В таком случае госслужащие могут принимать действия в защиту детей, но так, чтобы это не сказалось на их психическом здоровье и общем развитии. Представители органов опеки и попечительства должны неоднократно посетить эту семью, принять исчерпывающие воспитательные меры сначала на родителей.
У нас часто глубоко не разбираются, почему в семье проблема. Может быть, действительно от бедности, неустроенности. Надо помочь родителям, найти благотворителей, если у государства нет средств на помощь. Но чаще считают, что проще изъять детей и обязать родителей возмещать расходы государству.

Красный Крест поможет

Елена Русинович, председатель Гродненской городской организации Белорусского общества Красного Креста:

– В такой ситуации можно обратиться к нам за помощью, именно сейчас мы собираем одежду, игрушки, вещи, закупаем продукты. Необходимо предоставить документы: справку о доходах за последние три месяца и справку о составе семьи. На помощь можно рассчитывать, если на одного человека доход в месяц не превышает бюджета прожиточного минимума. Жительнице Одельска лучше обратиться в нашу районную организацию к Елене Владимировне Павленкович по телефону в Гродно 96-51-20.