Станцевали любовь,

или Все оказались добрымиОн вполне мог быть мальчиком-мажором, жить весело, шпынять, пугать богатенькую предсказуемую мамочку ради ленивого развлечения. А оказался интровертом, меланхоликом,  пугающим богатенькую мамочку, чтобы не стать таким же, как она.

И ко всему привычная – все-таки «семнадцать попыток самоубийства, не считая увечий», – почтенная мадам Чейзи (Елена Красикова) действительно испугалась, когда сын объявил о том, что любит восьмидесятилетнюю женщину и собирается жениться на ней.
Впрочем, премьера нового сезона в областном драматическом театре, сюита-фантазия по мотивам произведения американского драматурга Колина Хиггинса «Гарольд и Мод», безусловно, выходит за рамки голой сюжетной линии. У Гарольда Чейзи (Николай Вилимович) в душе хаос. Для поддержки мрачного настроения он часто ходит на похороны, встречает там такую же гостью, графиню Матильду Шарден, Мод (Светлана Литвиненок). Она  открыла ему, что «святые должны быть счастливыми», а цирковые тюлени – плавать в открытом море и нет ничего важнее, чем каждый прожитый день. Вот так родилась любовь, из восхищения.
Приглашенный режиссер, выпускница Белорусской государственной академии искусств, Наталия-Розалия Родина в этой постановке решила совместить драматургию с танцем.
– У режиссера всегда есть момент, когда он остается один на один с пьесой. Я пришла к выводу, что американский материал выбивается из канонов классических славянских произведений, – рассказала Наталия-Розалия, – героиня очень открыта, доступна и непредсказуемо свободна. Как передать эту свободу, полет и то, что возникло между Мод и Гарольдом, – только с помощью танца. Наиболее подходящей мне показалась стилистика современной хореографии, танца модерн.
По словам Наталии-Розалии Родиной, коллектив хорошо воспринял необычное предложение. Много работали над телом, «чтобы немножечко расшатать себя, раскрепостить, направить мышечные команды в русло модерна», и… шагнули, насколько позволили возможности труппы.
Спектакль получился гармоничным, зрелищным и, вероятно, выездным.  Пробежались по эмоциям, зацепили отдельные моменты, например выход садовника (Денис Калик).  Какие-то детали затрагивали зрительский интеллект, как эпизод на лонжах – визуальный знак Шагала. Но в части добавления «в стиле танца-модерн» хотелось большего. Тем более что актеры уже знакомы с современной хореографией, а хореограф Александр Тебеньков профессионально занимается этим направлением. По его словам, «можно было столько всего поискать, выйти за рамки привычной схемы, когда в начале спектакля людей смешат, а в конце заставляют плакать. Актеры смогли бы».
Постановка получилась усредненной. Как будто режиссер боялся сделать неверный шаг, нарушить равновесие между движением и действием, диалогами и визуальным рядом. Танец стал декорацией,  сопровождением сюжета. С одной стороны, его элементы увязаны с драматургией, с другой – ничего не перетягивает. А в финале поплакал и легко вздохнул.

В тему
Новый театральный сезон обещает быть любопытным с точки зрения дебютов актеров гродненского театра в качестве режиссеров-постановщиков. В отсутствие главного режиссера ведущие артисты меняют профиль. Предварительно они прошли стажировку в Москве. Пьесу белорусского драматурга Сергея Ковалева «Тарас на Парнасе» поставит заслуженный артист республики Беларусь актер Сергей Куриленко. Комедию Марии Павликовской-Ясножевской «Шофер Арчибальд» поставит актриса Светлана Литвиненок. Артист театра Александр Кологрив инсценирует роман Бориса Васильева «В списках не значился».