«Гуччи» и «Армани» из вторых рук

Одежду секонд-хенд стали покупать богатыеЗа последний год в Гродно прибавилось магазинов секонд-хенд. И причина не только в том, что горожане сейчас стали экономнее и потянулись за дешевизной. Вполне состоятельные люди становятся постоянными клиентами комиссионок.

Выбор не бедных
Всего у нас в городе около двадцати секонд-хендов. Последний открылся буквально пару недель назад. Продавцы отмечают, что особой популярностью комиссионки пользовались в 90-е годы прошлого века. Тогда покупатели тщательно отслеживали дни привоза и по низким ценам брали все подряд. Сейчас у секондов началась вторая жизнь. Возможно, этому способствует сложное материальное положение: многие уже не в состоянии тратиться на новую одежду и нашли выход – секонд-хенд.
Однако «портрет» завсегдатая таких магазинов меняется. В гродненских комиссионках считают, что желание приобретать вещи, бывшие в употреблении, не всегда зависит от достатка. В последние месяцы заметили, что сюда приходят гродненцы со средним достатком и выше. Больше половины клиентов – отнюдь не малоимущие. Получая зарплату 400–600 у.е., они наотрез отказываются носить турецкий и китайский ширпотреб, которым заполнены рынки. А покупать настоящие брендовые вещи в бутиках накладно. «Часто в магазинах комиссионной одежды продают фирменные модели прошлых коллекций. Случается найти такие известные марки, как «Гуччи» и «Армани», по ценам, которые значительно отличаются от тех, что в бутиках», – рассказывает продавец-консультант магазина ООО «Виботорг» Галина Маркевич.
А еще в секонд-хенды все чаще захаживают разборчивые покупатели. «Одежду «из вторых рук» выбирают не только из-за доступных цен, – говорит директор магазинов комиссионной одежды из Европы ООО «Виботорг» Виктор Леменовский. – Здесь можно приобрести нестандартную и оригинальную вещь. Особенно это привлекает молодежь».
Модники, спеша к вешалкам, хотят найти что-нибудь практичное и «уникальное». Та или иная модель, как правило, имеется в одном экземпляре. Вероятность встретить на улице незнакомца в таких же кофте или джинсах невелика.

Превращение обносок в обновки
Комиссионную одежду, обувь, аксессуары для магазинов в Гродно в основном закупают в Минске. А в столицу товар попадает из Голландии, Швеции, Бельгии и Англии. На перерабатывающих заводах его сортируют по категориям, стирают и обрабатывают специальным раствором при высокой температуре. В Европе человек, проредивший свой гардероб с помощью секонд-хенда, получает налоговые льготы. Порой сдают вещи ради благотворительности. А еще есть так называемый «сток», то есть одежда старых коллекций модных марок по сниженным ценам из европейских торговых центров. В переводе с английского слово «stock» означает «запас». Столичные владельцы магазинов отмечают, что стоковая одежда может стоить до семидесяти-восьмидесяти процентов от первоначальной розничной стоимости. Такую в комиссионках нашего города встретишь редко.
Существует несколько типов секонд-хендов. Эксклюзивную вещь, винтажную и ретро лучше искать в небольших магазинах, в которых, как правило, большую часть приготовленного на продажу отбирают владельцы вручную. Одеть себя и детей можно в так называемых семейных секондах. В них все висит на вешалках, к каждому экземпляру прикреплен ценник, в залах есть примерочные. Закупки ведут оптовыми партиями. Ну и наконец – развалы. Товар набит в коробки и продается на вес. Весовых секонд-хендов в Гродно почти не осталось. В небольших городах по области еще можно встретить.
В связи с возрастающим спросом комиссионки перемещаются в просторные помещения. «В день завоза народу приходит очень много, – объясняет Галина Маркевич. – Клиент разных возрастов – от 16 до 70 лет. Пожалуй, процентов тридцать посетителей – мужчины».

Секонд-хенд теперь роскошь?
«Я покупаю вещи в секондах уже шесть лет, – говорит гродненец Владимир. –  Сейчас во многих из них растут цены. Из-за этого главный плюс – возможность найти хорошую вещь по низкой цене – пропадает. Особенно это касается эксклюзивной одежды и обуви».
Виктор Леменовский объясняет, что ассортимент дорожает из-за таможенных пошлин: «За последние два года они выросли в десять раз. Сумма за подержанную одежду почти такая же, как и за новую».
«Я ищу в секонд-хендах только известные марки и бренды, – признается студентка Алина. – Похоже, владельцы комиссионок сориентировались и повысили цены. Получается, что выгоднее немного доплатить и купить новую вещь любимой фирмы».
Допустим, в секондах джинсы стоят в пределах от 30 до 50 тысяч рублей. Верхняя одежда – до 60–80 тысяч рублей. Примерно такой же ценовой диапазон и на рынках города.
На стоимость товара влияет степень износа. А так как одежду и аксессуары закупают за границей, то цены напрямую зависят еще и от курса валют. В России владельцы секонд-хендов, чтобы выгодать на аренде помещений и налогах, организуют лавочки на квартирах. В инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Гродненской области сообщили, что их сотрудники с такой незаконной схемой ведения бизнеса не сталкивались.